«Мир уцелел, потому что смеялся»
Продолжая историю лекций от «ГРАНД МАСТЕР-КЛАСС ШКОЛ КИНЕМАТОГРАФИИ» при поддержке Министерства Культуры РФ в Санкт-Петербургском Государственном Институте Кино и Телевидения ( КИТ ), хочу поделиться бесценным опытом, как вчера мы познакомились с легендой сценарного искусства, —
Арка́дием Я́ковлевичем И́ниным, —
автором сорока кинокомедий, тридцати книг юмора, более двухста теле- и радиопередач, создателем популярных телепрограмм «Вокруг смеха» и «От всей души!», заслуженным деятелем искусств РСФСР, профессором ВГИКа, награждёным орденом Дружбы (1998) и орденом Почёта (2009). Знаменитый Леони́д И́ович Гайда́й («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука») писал сценарии к своим легендарным картинам вместе с Аркадием Ининым.
Аркадий Яковлевич специально для мастер-класса и студентов КИТа приехал из Москвы на оживленную, неповторимую и интересную встречу знакомства студентов с юмором в кино: поделился драгоценным опытом, показал серию кинокапустника, подготовленную студентами ВГИКа, и вручил подарочные издания с автографом.
Аркадий Яковлевич говорил много, о том, что юмору сложно научить («Не может быть ничего скучней, чем лекция о юморе») и юмор — очень тонкий инструмент, который может работать или нет в зависимости от ситуации, людей, которым мы преподносим шутки. Как пример, была рассказана история о немой кинокартине с краном без воды из лирической сцены ( мужчина в комнате подходит к крану на кухне, пытается открыть, но вода не идет), которая датчанам же показалось увеселительной ( т.к. привела их к абсурдному выводу: «как в кране не может быть воды?». «Юмор, как деньги — они либо есть, либо нет», говорит Аркадий Яковлевич. Для юмора нужен житейский опыт, юмору учит жизнь: «Если бы Лев Толстой жил в коммунальной квартире, то он был бы Салтыков-Щедрин»
Но всего же, немного теории мы успели застать и Аркадий Яковлевич рекомендовал труд Лук Александра Наумовича «Теория Юмора», где смех делят на 12 видов, и самым искренним из которым является злорадный вид смеха ( когда кто-то упал, споткнулся, ударился и прочее).
Комедии же есть разные:
-эксцентрические;
-музыкальные;
-фантастические;
-лирические;
Аркадий Яковлевич больше предпочитает писать сценарии к лирическим комедиям, над которыми можно поплакать/посмеяться, потом опять поплакать и посмеяться. Самый же любимый жанр Аркадия Яковлевича трагикомедия.
Сейчас юмор меняется, но комедиографы не могут повлиять на данный процесс и им приходится подстраиваться под актуальность материала. Они пишут порой шутки «ниже пояса» , не потому что они стали глупее, а потому что это дань времени. Данный процесс связан с тем, что сейчас целевая аудитория кинотеатра стала совершенно другой, в отличие от советского союза, когда в кино ходили представители разных поколений. Сейчас же в кино «попкорновая аудитория» — молодежь 14-23 года, которым нужен экшен, и которым будет скучна история с возможностью для размышления.
Также мы обсуждали современный формат «Stand Up Шоу», с которым Аркадий Яковлевич познакомился еще в 1976 году ( 42 года назад) в Филадельфии, и с тех пор не полюбил его за мат и грязь юмора со сцены.
Сценарий рождается не только за письменным столом, но проходит и 3 этапа становления в кино:
- За письменным столом;
- На съемочной площадке;
- При монтаже ( когда многое может измениться в картине).
- Иногда получается, что какие-то реплики добавляют актеры. Например, Гайдай Леонид Иович давал актерам также показаться. ( как пример: фраза «И ночью яичница» была добавлена актером Фрунзик Мушеговичем Мкртчян во время съемок )
Где же шутки могут иметь место в кино? И в каких жанрах?
Каждый для себя определяет, уместна или нет шутка в том или ином контексте. Например, многие негативно относятся к юмору в военных тематиках, но например Твардовский в Теркине так не считал.
Сейчас сценаристам сложно влиять на сценарий в руках режиссера и продюсера. Раньше перед съемками проходила читка сценария с сценаристом, режиссером, актерами и съемочной группой. Также во время съемок допускались замечания сценариста на съемочной площадке: процесс съемки останавливали, сцена дорабатывалась. Сейчас же процесс съемки кино поставлен на конвейер, и «давайте подумаем» сценариста это нож в сердце продюсера.
«Ко мне приходит вдохновение, когда заканчиваются деньги. Деньги кончились — надо писать»
Материал подготовила главный редактор Огнева Софья.