Разделы сайта
Выбор редакции:
- Британская ост-индская компания Ост индская компания акционеры
- Как рассчитать среднесписочную численность работников: формулы, примеры
- Договор купли-продажи: общая характеристика
- Михаил Пришвин — Птицы под снегом: Сказка
- Конкурентная стратегия фирмы Виды стратегии по м портеру
- Возможно ли назначение специалиста, который не имеет высшего образования, на должность директора или заместителя директора научно-исследовательского института?
- Теоретические основы закупочной логистики
- Как отправить письмо по почте России
- Что такое складская логистика: основы и принципы
- Производственные кооперативы
Реклама
Готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Профессиональная готовность специалиста. Факторы профессиональной адаптации |
Профессиональная готовность специалиста. Области профессиональной адаптации. Факторы профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация специалиста. Профессиональная адаптация – процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействия его с профессиональной средой. Внешние: - социальные условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность. Внутренние: - уровень адаптационного потенциала специалиста; - адекватность мотивации профессиональной деятельности требованиям этой профессии. 1. Профессионально-деятельностный – к содержанию, целям, средствам технологии осуществления, режим и интенсивность профессиональной деятельности. 2. Организационно-нормативный – к требованиям производственной, трудовой дисциплины, организационным нормам, правилам и т.п. 3. Социально-профессиональный – к профессионально-ролевым социальным функциям, социально-профессиональному статусу (юрист, инженер и т.д.) 4. Социально-психологический – ксоциально-психологическим ролевым функциям, неписанным, неофициальным нормам, правилам, ценностям, отношениям, и т.п. в трудовом коллективе, организации. 5. Социальный в широком смысле слова – к социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста (социально-политической, этнической, правовой, религиозной и другой сфере). Успешность профессиональной адаптации зависит: - наличия у специалиста необходимых внутренних предпосылок: подготовленности деятельности, мотивации профессиональной деятельности, четких представлений о содержании и условиях этой деятельности; - внимания самого специалиста, руководителя, трудового коллектива в процессу профессиональной адаптации; - оказание специалисту необходимой профессиональной помощи. По мнению Платонова К.К. профессиональная готовность – субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять. 1. Интеллектуально-познавательный (ориентировочный) – включает определенный уровень развития познавательной сферы личности специалиста (профессионального восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания). 2. Потребностно-мотивационный (мотивационный) – определяет степень усердия в профессии, основными компонентными которой являются понимание смысла своей профессии, позитивное отношение к ней, необходимый уровень самооценки и притязаний в деятельности. 3. Операционально-деятельностный (исполнительный) – включает в себя профессиональное мастерство (совокупность профессиональной важных качеств, знаний, умений, навыков, привычек профессионального поведения), необходимый уровень развития саморегуляции поведения и деятельности. Предпосылки достижения успеха в деятельности . - приобрести уверенность в себе; - активировать мотивацию достижения; - знать, чего хотите добиться; - иметь ясный план действий, позитивную настроенность на дело уверенность в успехе; - каждое препятствие превращать в трамплин для продвижения к цели; - видеть удачи, частные успехи и испытывать при этом радость и счастье; - коррекция негативных комплексов, привычек, установок, разрушительно влияющих на психику и организм человека; Повышение стрессоустойчиости и психологической защищенности человека от негативного влияния среды на организм и психику; Обеспечение здорового образа жизни, высокой культуры труда. Глоссарий психологических терминов. Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака свойства предмета, явления с целью его изучения. Адаптация личности – привыкание. Выделяют следующие виды: трудовая адаптация – привыкание человека к новым условиям работы; социальная – утверждение личности в коллективе. Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайние варианты нормы. Апперцепция – свойство психики человека выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта воспринимающего и от личностных особенностей его психической деятельности. Архетип (прообраз, образец) – находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний. Ассоциативная психология – направление в психологии, объясняющее всю духовную жизнь с помощью ассоциации. Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом, когда одно, появившись, вызывает другое. Бессознательное – совокупность психических процессов, неосознаваемых и неконтролируемых самим человеком. Биосоциальная природа личности – взгляд на человека как на биологическое и социальное существо. Бихевиоризм – направление в психологии, сводящее психику к различным формам поведения. Вербальный – относящийся к звуковой человеческой речи. Власть – возможность влиять на поведение людей. Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя. Воля – сознательное преодоление человеком трудностей на пути к достижению цели. Гештальт (нем. Gestalt – форма, образ, структура)- устойчивый образ организации целого, его изменяющихся частей. Гештальтпсихология – направление психологии, изучающее психику с помощью целостных структур. Глубинная психология – направление в психологии, придающее, решающее значение в поведении неосознаваемым побуждениям и установкам. Гуманистическая психология – направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, ищущее смысл и ценности, творческое духовное начало. Д Деятельность - (англ. activity; нем. Tatig-keit) - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Демонстративный тип характера – отличается стремлением быть всегда на виду, хорошо выглядеть, чтобы другие обращали внимание. Дифференциальная психология - раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия людей. Единство личности - проявляется в неразрывной связи черт, характеризующих личность. Единомыслие (групповое) – тенденция подавления отдельной личностью своих действенных взглядов, чтобы не нарушать гармонию группы. Знания – система понятий, законы и правила, отражающее определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины. Иерархия потребностей - подразделение потребностей людей. Индивид (от лат. individum - неделимый) – единственный представитель вида Homo sapiens. Индивидуальная психология – направление психологии, основанноеАльфредом Адлером выражающее идею целостности психической жизни личности, в частности отсутствия границ между сознанием и бессознательным. Индивидуальность – неповторимое сочетание свойств личности; своеобразие и неповторимость жизненного пути каждого человека, условий его деятельности, обучения и воспитания. Инсайт (от англ. insight - проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) – внезапное, не выводимое из прошлого опыта понимание ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Интроверсия – обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Интроспекция – процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих. Интуиция – способность достижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Кинестетические ощущения - ощущения, возникающие от движения тела и мышечного напряжения. Когнитивная психология - направление в психологии, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении человека. Когнитивный (лат. cognitio - знание - познание) – имеющий познанию. Конфликт - трудно разрешимое противоречие (столкновение). Конформность - податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения. Лабильный - неустойчивый, склонный к изменениям. Лидерство - искусство влиять на людей, с тем чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не являются их личными целями. Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности. Логотерапия - психологическая теория, разработанная Виктором Эмилем Франклом, согласно которой основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является поиск человеком смысла своей жизни. Мотивация - процесс, побуждающий человека к действию для достижения целей. Мышление - обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Навыки - автоматизированные действия. Неофрейдизм - направление в современной психологии, сторонники которого соединили психоанализ З.Фрейда с американскими социологическими теориями. Непроизвольное мышление – предполагает трансформацию образов во сне, бреду и т.п. Неформальная группа - группа людей, добровольно объединяющихся на основе общности интересов и целей. Неформальный лидер - руководитель неформальной группы, получивший свой социальный статус не от администрации, а от группы. Онтогенез - индивидуальное развитие живого существа. Оригинальность - способность производить новые идеи, отличные от общепринятых. Ориентировочная основа действия - система представлений субъекта о цели, плане и средствах осуществления предстоящего действия. Память - отражение, запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта человека. Перцептивный - относящийся к восприятию. Поведение - внешние проявления психической деятельности. Поступок - сознательно совершенное человеком действие, исходящее из определенных убеждений. Потребности – испытываемая личностью нужда в чем-либо. Психика - свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психоанализ - психотерапевтический метод исследования и психологическое учение, утверждающее, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным. Психологический климат - атмосфера или настрой в коллективе. Реакция - ответ организма на какой-либо раздражитель. Респондент - лицо, отвечающее на вопросы социологических анкет, опросников и т.п. Рефлексия - самопознание человеком психических актов и состояний. Ригидность - заторможенность мышления, проявляющаяся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий. Роль - способ поведения человека, зависящий от его положения в обществе. Сенсибилизация (лат. sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности организма к воздействию каких-либо раздражителей. Сенсорный - связанный с работой органов чувств. Соматический - телесный, относящийся к телу. Способности - индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике знаний, умений и навыков. Социальный статус - позиция личности в группе. Основные характеристики социального статуса: престиж, власть, полномочия, вознаграждения. Структурная психология - психологическая теория, рассматривающая внутренние процессы как некую обладающую определенным смыслом целостность, принадлежащую ко всей психической ситуации и из нее получающую свое значение. Темперамент (от лат. temperament - надлежащее соотношение частей) - сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Теория потребностей МакКлелланда - согласно этой теории, поведение человека мотивируют три потребности: власть, успех и причастность. Тест - стандартная психологическая методика, предназначенная для количественных оценок психологических качеств и функций человека. Трудовой коллектив - все сотрудники организации (предприятия), включая персонал и администрацию. Умения - практические действия, которые ученик может совершать на основе полученных знаний и которые могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний. Уровень притязаний - выбор человеком цели с учетом успеха (или неуспеха) предшествующей деятельности. Учение - деятельность тех, кто обучается. Формальная группа - группа, созданная по воле администрации для выполнения определенных функций. Фрустрация - психическое состояние человека, вызванное трудностями на пути к достижению поставленных целей. Функционализм - учение, согласно которому некоторые объекты мысли являются не реальностями, а функциями других данностей. Харизма - влияние, основанное на свойствах личности руководителя. Характер - совокупность основных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении. Экспериментальная психология - общее обозначение различных исследований психических явлений, посредством экспериментальных методов. Экстраверсия - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Эмпатия - постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания. Эпифеномен - сопутствующее явление. Список литературы Основная 1. Абульханова К. А. Педагогика и психология. – М., 1998. 2. Бодалев А. А. Психология общения. – М., 1996. 3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1999. 4. Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1999. 5. Маклаков А.Г. Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты – СПб: Питер, 2009. – 224 с. 6. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2010. – 583с. 7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М: Проспект, 2010. – 464 с. 8. Немов Р. С. Психология. – М., 1993. 9. Николаенко В. М. Психология и педагогика. – М., 1998. 10. Радугин А. А. Психология и педагогика. – М., 1998. Дополнительная 1. Абрамова Г. С. Психология только для студентов. – М., 2001. 2. Аверченко Л. К. Психология управления. – М. – Новосибирск, 1997. 3. Андреева И. В. Психология и педагогика. – СПб., 2003. 4. Бороздина Г. В. Психология делового общения. – М., 1998. 6. Выгодский Л. С. Психология. – М., 2001. 7. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М., 2000. 8. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. – М., 1993. 9. Ждан А. И. История психологии: от античности к современности. – М., 1999. 10. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М., 2001. 11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1999. 12. Климов Е. А. Основы психологии. – М., 1997. 13. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск, 2000. 14. Кузин В. С. Психология. – М., 1999. 15. Куницына В. И., Казаринова И. В., Погольша В. М. Межличностное общение. – СПб., 2001. 16. Общая психология / Под ред. В. В. Петровского. – М., 1986. 17. Первин Л. А., Джон О. П. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2000. 18. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997. 19. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 1997. 20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. – Т. 1. – С. 57. 21. Самоенко Ю. А. Психология и педагогика. – М., 2001. 22. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. – М. – Ростов н/Д. 1997. 23. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д. 2002, 2003. 24. Титов В. А. Психология и педагогика (конспект лекций). – М.Приор, 2006. - 240с. Литература по темам 1. Общие вопросы психологии. 1. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. - М: Изд-во ПРИОР, 2000. – С.4 2. Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – с. 23. 3. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика. М: Академия, 2001. - С.3. 4. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2001. - С.17-18. 5. Титов В.А. Психология и педагогика. - М: Приор, 2006.- 240 с. - С. 3. И. Ю. Гуртовенко Оренбургский техникум железнодорожного транспорта Оренбургского института путей сообщения филиала Самарского государственного университета путей сообщения, Г . Оренбург , Россия THE THEORETICAL ANALYSIS OF CONCEPT OF PROFESSIONAL READINESS I. Yu. Gurtovenko Orenburg Railway Technical School of Orenburg Institute Lines of Communication Of branch of Samara University Lines of Communication, Orenburg, Russia. Summary. The article presents the analytical review of the concepts «readiness». The author compares it with adjacent concepts and allocates the functions of professional readiness. The author examines the opinions of leading scientists of pedagogics. Key words: Readiness; professional education; human factor; professional competence; functions of readiness for professional work. Анализируя научную литературу, мы установили, что большинство ав-торов склонно рассматривать формирование готовности к различным видам деятельности при подготовке специалистов как процесс, имеющий свои соб-ственные особенности и закономерности. Отсюда термины «подготовка» и «готовность» трактуются не как синонимы, хотя между собой они тесно связаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Это объясняется тем, что то или иное качество готовности специалиста во многом определяется именно тем, какую он проходил подготовку. Неслучайно под термином «подготовка» понимается динамический процесс, конечной целью которого является формирование такого профессионального качества личности, как готовность. Подготовка – это действия, направленные на выработку навыков, пере-дачу знаний и формирование активной жизненной позиции . Понятие «подготовка» будем понимать в широком смысле – «профессиональная подготовка» как организация обучения, различные формы получения профессионального образования (А. Н. Лейбович). Подготовленность – наличие запаса необходимых знаний, навыков, опыта в какой-либо определенной области, приобретенных путем систематического обучения чему-либо или изучения чего-либо . Подготовка представляет собой именно процесс, предшествующий подготовленности или готовности и включающий в себя, как мы видим, готовность в виде составляющих ее компонентов. Успешность решения задач по подготовке специалистов связывается с повышением роли человеческого фактора. До недавнего времени такое по-нятие, как «человеческий фактор», скорее, относилось к области теории, не-жели целенаправленно использовалось на практике по своему содержанию и назначению. Однако сегодня понятие «человеческий фактор» становится более актуальным в связи с разработкой и внедрением парадигмы личностно ориентированного образования. На наш взгляд, одним из компонентов понятия «человеческий фактор» является готовность. Косвенное подтверждение этой мысли мы находим у философов: «Содержанием понятия «человеческий фактор» является не просто воля, готовность действовать таким-то образом, но само действие по тем или иным объективным законам, в тех или иных объективных условиях» . Понятие «человеческий фактор» относится к области трудовой де-ятельности как отдельного человека, так и коллектива. Особенностью рас-сматриваемого понятия является то, что оно акцентирует деятельностную сторону человека – главной производительной силы общества. Именно на ак-тивизацию профессиональной и социальной деятельности личности нацеливает актуализация данного понятия. Следовательно, активизация человеческого фактора (в проявлении его через деятельность) предполагает сегодня усиление творческого начала в деятельности личности, повышение готовности личности сознательно осуществлять профессиональную и социальную деятельность. Понятие «профессиональная готовность» соотносится также с понятием «профессиональная компетентность», что рассмотрено с различных позиций в работах Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, В. В. Краевского, И. Л. Лернера, А. К. Марковой, Г. К. Селевко, В. А. Сластёнина, A. M. Новикова, Т. Е. Исаевой, А. В. Хуторского, Г. П. Щедровицкого. Г. К. Селевко связывает способность и готовность в единую характеристику: «определение выпускника, владеющего тем, что он может сделать, каким способом деятельности овладел, к чему готов и есть компетентность» . Важное значение для нашего исследования имеют работы Г. П. Щедро-вицкого, в которых рассматривается соотношение понятий «квалификация», «компетенция» и «компетентность», «способность» и «готовность» с позиции оценки качества подготовки выпускников . По его мнению, квалификация подразумевает готовность качественно выполнять конкретный специализированный вид деятельности. Несмотря на различные позиции, исследователи едины в том, что готовность – необходимое условие успешной деятельности личности, в том числе и профессиональной. В целом мы согласны с О. В. Царьковой, указывающей, что готовность – интегральное качество личности, которое характеризуется определенным уровнем ее развития и определяет возможность личности участвовать в каком-либо процессе . Подготовленность – результат образовательного процесса, отра- Жающий способность личности оперировать знаниями и умениями при решении определенного типа теоретических и практических задач и достигать намеченного результата деятельности. Готовность отличается от подготовленности наличием мотивов и убеждений личности. Готовность определяется достаточным уровнем способностей, определенными знаниями, профессиональными навыками, умениями, опытом личности и наличием мотивов. Мы разделяем мнение Л. Г. Семушиной, понимающей готовность к профессиональной деятельности как психическое состояние человека, которое предполагает осознание человеком своих профессиональных целей, способность осуществлять анализ и оценку имеющихся условий, определять наиболее вероятные способы действия, предвидеть мотивационные, волевые и интеллектуальные усилия, вероятность достижения результатов. Автор рассматривает профессиональную готовность как интегративное качество личности специалиста, которое основывается на владении знаниями и умениями в области профессиональной деятельности, накоплении первоначального профессионального опыта . Наиболее общую позицию в рассмотрении профессиональной деятельно-сти, на наш взгляд, представляет Э. Ф. Зеер. Он считает, что профессиональная деятельность – это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессию. Ю. Т. Русаков выделяет следующие функции готовности к профессиональной деятельности: – гностическую, которая обеспечивает качественную образовательную подготовку студентов; – интегративную, связанную с установлением процессуального единства между целью и действием; – прогностическую, отражающую результат деятельности; – ценностно-ориентировочную, связанную с осмыслением значимости профессиональной деятельности . Гностическая функция готовности к профессиональной деятельности отражает познавательную направленность личности. Она проявляется в практическом умении студента использовать знания в ходе решения профессиональных задач, в усвоении студентом системы профессиональных знаний, овладении творческими способами выполнения профессиональной деятельности, в формировании комплекса профессиональных умений, в стремлении к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний, в том числе и в различных областях; стремлении к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремлении к творческой самореализации. Интегративная функция готовности к профессиональной деятельности тесно связана с гностической и создает условия для обобщения знаний, овладения общенаучными методами познавательной деятельности, переноса общих методов и приемов познания в профессиональную деятельность. Данная функция, по нашему мнению, проявляется в способности специалиста обладать целостным, системным мышлением, широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, самостоятельному поиску истины, критическому восприятию противоречивых идей; быть способным к системному видению профессиональной реальности, анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности. Прогностическая функция состоит в предвидении, проектировании результатов профессиональной деятельности, оценке имеющихся условий, определении наиболее вероятных способов действия; прогнозировании мотиваци-онных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата. Она проявляется в способности к проектной деятельности в профессиональной сфере, готовности брать на себя ответственность в критических ситуациях, самостоятельно и эффективно решать свои проблемы. Ценностно-ориентировочная функция готовности к профессиональной деятельности связана с формированием профессиональной позиции как совокупности ценностных отношений студента к профессиональной деятельности, к себе как личности и профессионалу. Она проявляется в понимании студентом сущности и социальной значимости своей будущей профессии, в наличии устойчивого интереса к профессиональной деятельности, в понимании профессиональной ответственности за результаты своего труда, в представлении о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности, в осознании себя и своего места в обществе. Учитывая вышесказанное и основываясь на теоретических положениях и подходах к проблеме развития профессиональной готовности к различным видам деятельности, согласимся с мнением С. А. Бондаренко, который определяет Профессиональную готовность Как сложное психолого-педагогическое явление, сочетающее взаимосвязанные психологические особенности и нравственные качества личности, социально-ценностные мотивы выбора профессии, способы поведения, специальные профессиональные знания, умения и навыки, обеспечивающие специалисту возможность трудиться в избранной им профессиональной сфере . Библиографический список 1. Бондаренко С. А. Формирование профессиональной готовности конкурентоспособного специалиста // Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2004. – Ч. 1. – 188 с. 2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: ключевые понятия, термины, активная лексика: словарь. – М.: НМЦ СПО, 2009. – 266 с. 3. Инженерная педагогика: сб. ст. Вып. 4. – М.: Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ), 2003. – 300 с. 4. Кузнецов В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. – М.: Академия, 2007. – 83 с. 5. Лех В. И. Программа создания мира. – М.: Знания, 1986. – 184 с. 6. Русаков Ю. Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Магнитогорск, 2006. – 40 с. 7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 238 с. 8. Словарь русского языка. В 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: Русский язык, 1983. – 486 с. 9. Царькова О. В. Формирование готовности будущего техника к решению инновационных производственных задач: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Оренбург, 2009. – 36 с. Bibliography 1. Bondarenko S. A. Formation of a competitive job alert professional // Modernisation of higher education: quality assurance of vocational education: Materials of all-Russian scientific-practical. conf. – Barnaul: AAEP, 2004. – Part 1. – 188 p. 2. Vishnyakova S. M. Professional education: key concepts, terminology, active vocabulary dictionary. – M.: SMC SPO, 2009. – 266 p. 3. Engineering pedagogy: Sat. of Art. No. 4. – Moscow: Center for Engineering Education MADI (GTU), 2003. – 300 p. 4. Kuznetsov V. V. An introduction to vocational teaching profession. – M.: Academy, 2007. – 83 p. 5. Lech V. I. Program of the creation of the world. – M.: Knowledge, 1986. – 184. 6. Rusakov Yu. T. Developmental learning environment as a factor in the formation of the college readiness of students for professional careers: Abstract. dis. ... candidate. ped. sciences: 13.00.08. – Magnitogorsk, 2006. – 40 p. 7. Selevko G. K. Modern educational technology: textbook. – Moscow: People"s education, 1998. – 238 p. 8. Dictionary of Russian language. 4 volumes / ed. A. P. Evgenyeva. – Moscow: Russian Language, 1983. – 486 p. Во многих сферах жизни часто можно услышать про наличие или отсутствие какой-либо квалификации. Из статьи можно узнать, что квалификация - это понятие очень широкое и даже его термин имеет два основных перевода. Значение понятияС английского языка термин переводится как «качество», что означает степень проявляемых достоинств. В более древнем переводе (с латинского) слово "квалификация" - это сочетание слов «какой» и «делать». Иначе говоря, насколько хорошо то, что делается. В зависимости от области применения, термин означает оценку степени качества или же предусмотренные уровни. Типы квалификацииКвалификация - это довольно обширное понятие. Существуют различные ее типы, выделяемые в зависимости от сферы применения:
Помимо разделения по сфере применения, различают квалификацию работника и работы. Квалификация работникаДля работника квалификация - это степень его обученности в профессиональном смысле. Другими словами, это уровень его подготовки, наличие опыта, теоретических и практических навыков для выполнения определенного вида деятельности. Чаще всего квалификация устанавливается в виде категории или разряда. Работник имеет право пройти курсы повышения квалификации и получить после этого более высокую категорию или разряд. От этого повысится и его заработная плата. Но если сотрудник не сможет подтвердить имеющуюся категорию, работодатель будет иметь право понизить ее и даже разорвать трудовой договор. Процедура определения уровня подготовки профессионала имеет свои особенности в каждой отдельной стране. Они прописаны в трудовом законодательстве. Квалификация работыДанная характеристика устанавливается в зависимости от степени сложности, ответственности работника во время выполнения трудовых обязанностей. Определяется она соответственно с существующими записями о тарифно-квалификационных разрядах, которые относятся к конкретной специализации. Что такое квалификация работы и почему она важна? Ею пользуются при установлении тарифных ставок и окладов, от которых начисляется заработная плата. Простыми словами, от квалификации зависит оплата труда. Профессиональная квалификацияТак называют профессиональную подготовку работника, которому предстоит выполнять определенный вид деятельности. Работа требует той или иной квалификации, определяемой в зависимости от ее предполагаемой сложности и необходимого качества выполнения. Чаще всего существуют следующие ступени:
Среди рабочих специальностей существует 6 разрядов, которые прописаны в специальной сетке. Как правило, профессиональные училища выпускают рабочих 3-4 разряда. Для педагогов существует своя сетка. Так после окончания высшего учебного заведения педагог вступает в должность специалистом и работает без категории. Далее он может повысить ее до 2-й, 1-й, высшей. Последней квалификационной ступенью в педагогике является категория учитель-методист. У служащих своя сетка. Она состоит из 18-ти разрядов. Не стоит забывать, что в реальных условиях труда квалификация по сетке не всегда соответствует настоящему мастерству. Помимо повышения квалификации, у работника должно присутствовать чувство ответственности, профессионального долга, гражданская зрелость. Одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности является профессиональная готовность специалиста, под которой понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности. Известный советский психолог К. К. Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять. Профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым, разноплановым системным психическим образованием, прежде всего личностным образованием человека. Вместе с тем профессиональная готовность предполагает наличие у специалиста соответствующего уровня физического здоровья, сформированности и развитости необходимых для успешной профессиональной деятельности физических качеств, наличие соответствующего уровня физической культуры личности. Это очевидно, поскольку любая профессиональная деятельность предполагает, что тот или иной уровень приложения человеком физических сил, физической энергии сопряжен с тратой не только психической, но и физической энергетики. В профессиональной готовности специалиста целесообразно выделять две взаимосвязанные стороны, грани, разновидности (М.И.Дьяченко, А.М.Столяренко): предварительную, заблаговременную, потенциальную готовность как профессиональную подготовленность личности к соответству- Глава написана совместно с Ю. В. Прошуниной. 458 ющей деятельности. Эта готовность специалиста включает в себя: систему достаточно устойчивых, статических компонентов, психических образований - знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, профессионально важных качеств, смыслов и ценностей личности, ее отношений, предпочтений и т.п., в целом определенный уровень профессионально необходимого потенциала личности; непосредственную, сиюминутную, ситуативную готовность как состояние соответствующей мобилизованности, функциональной настроенности психики специалиста на решение конкретных задач в соответствующих обстоятельствах и условиях. Эта сторона профессиональной готовности специалиста характеризуется высокой динамичностью, подвижностью и зависимостью от ситуативных обстоятельств, состояния психического и физического здоровья специалиста, морально-психологической атмосферы в коллективе, социальной среде и т. п. Вполне очевидно, что непосредственная психологическая готовность выступает следствием актуализации предварительной, недостаточный уровень (либо отсутствие) которой снижает проявление первой. Предварительная, потенциальная, заблаговременная психологическая готовность является основой непосредственной, ситуативной. И потому подготовка специалиста в вузе выступает как процесс формирования у него достаточного для профессиональной деятельности уровня предварительной готовности его психики, устойчивых, статических компонентов его профессиональной подготовленности. С другой стороны, даже достаточно хорошо подготовленный к решению профессиональных задач специалист в нужный момент может оказаться не мобилизован, не настроен на соответствующую деятельность, его психическая регуляция профессионального поведения и деятельности соответствующим образом может быть не актуализирована. В таком случае успешное осуществление деятельности будет невозможно либо она окажется малоэффективной. Как видим, профессиональная готовность специалиста предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую деятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (духовный, личностный и физический) потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях. Ведущей и наиболее сложной стороной профессиональной готовности специалиста является психологическая - профессиональная готовность психики специалиста. Это та или иная степень подготовленности и настроенности психики, духовных сил специалиста на решение профессиональных задач, исполнение своих функциональных обязанностей. Основными компонентами профессиональной готовности психики специалиста выступают: ориентировочный, интеллектуально-познавательный. Этот компонент включает в себя определенный уровень профессионального развития познавательной сферы личности специалиста: профессионального восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания. В совокупности это составляет интеллектуально-познавательную готовность личности специалиста; побудительный, потребностно-мотивационный, определяющий профессиональную направленность личности и силу прилагаемых ею усилий, степень усердия в деятельности (мотивационная готовность). Базовыми основаниями мотивационной готовности специалиста являются понимание смысла своей профессии, специальности, позитивное отношение к ней, необходимый уровень самооценки и притязаний в деятельности. В условиях вуза при подготовке специалиста мотивационная готовность к профессиональной деятельности проявляется в реальной мотивационной ориентированности студентов на профессиональное и личностное развитие и саморазвитие в образовательном процессе; исполнительный, включающий в себя профессиональное мастерство (совокупность профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков, привычек профессионального поведения), необходимый уровень развития профессионально важных способностей и волевой подготовленности специалиста, его способности саморегуляции поведения и деятельности - операционально-деятельностная готовность. Ядро профессиональной готовности специалиста составляют профессиональная направленность личности и профессиональное мастерство. Особую роль в профессиональной готовности современного специалиста играет его коммуникативная готовность. Такая готовность предполагает наличие у профессионала достаточного уровня развития умений и навыков конструктивного и эффективного контактного взаимодействия с людьми, с профессиональной средой, профессионального общения с сотрудниками и руководителями, готовности идти на деловое и личностное взаимодействие с коллегами по работе и способности устанавливать, поддерживать и развивать такое взаимодействие. Коммуникативная готовность личности возможна лишь при достаточном уровне речевой культуры человека, его умении правильно пользоваться словом, языком. Речевая культура личности - важный показатель уровня развития культуры ее мышления, а профессионально-речевая культура специалиста - показатель развития его профессионального мышления. Вот почему развитие общей и профессиональной речевой культуры при подготовке специалис- тов является одним из неотъемлемых условий их личностного и профессионального становления. Коммуникативная готовность специалиста предполагает развитие у него эмпатийности, доброжелательности, общительности, чувства товарищества, коллективизма, готовности и способности в своем взаимодействии с коллегами не создавать ненужной напряженности во взаимоотношениях, умений правильно разрешать возникающие трудности, коллизии в отношениях сотрудников, коллег по работе. Важным условием успешности деятельности специалиста выступают его готовность и способность к профессиональному и личностному самоутверждению, его соответствующая активность в этом направлении; стремление наиболее полно и всесторонне ре-ализовывать себя как при решении профессиональных задач, так и во взаимоотношениях с сотрудниками, коллегами по работе. Успешность такого самоутверждения специалиста во многом зависит от его желания и стремления добиться успеха, от его установки на успех, от готовности к успеху. В современной психологии есть немало разработок, посвященных проблеме успеха (см. список рекомендованной литературы). Под успехом принято понимать удачное достижение желаемой цели. Ощущение человеком успешности решаемого дела зависит от двух решающих обстоятельств: фактического результата и уровня его притязаний (УП) в данной ситуации, которые выступают формой выражения тех целей, которые человек ставил в своей деятельности. Формула успеха может быть представлена следующим образом: Результат УП Как видим, при одном и том же результате успех может быть разным (например, высоким, средним или низким) либо вообще отсутствовать, что зависит от целей, которые ставил человек. И наоборот, при одном и том же уровне притязаний личности успех будет разным в зависимости от результата деятельности. В достижении успеха профессиональной деятельности ведущую роль играют личностные особенности специалиста. Из всего многообразия личностных параметров, необходимых для достижения жизненного успеха, В. Крофорд (см.: Три кита успеха. - СПб., 1997), опираясь на идеи Конфуция, высказанные в книге «Беседы и суждения», выделяет доброжелательность, мудрость и смелость. Автор разработал интересную методику для определения того, чего человеку не хватает для достижения успеха в делах. Очевидно, что для достижения успеха современному специалисту наряду с выделенными тремя китами успеха необходим также соответствующий уровень и профессионального мастерства. В современных исследованиях выделяют следующие основные психологические предпосылки достижения успеха: приобрести уверенность в себе; активизировать сильную мотивацию достижения; твердо знать то, чего хотите добиться; иметь ясный план действий, позитивную настроенность на дело, уверенность в успехе; важно каждое препятствие превращать в трамплин для продвижения к цели; необходимо видеть удачи, частные успехи и испытывать при этом ощущения радости и счастья. Особую роль в успешности профессиональной деятельности играет сильная мотивация достижения успеха. Исследования показали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизни и деятельности человека. Люди с высоким уровнем мотивации достижения более уверены в успешном исходе дела, активнее ищут необходимую для этого информацию, готовы принять ответственное решение, более решительны, настойчивы, инициативны и чаще проявляют творчество в неопределенных ситуациях. В большей степени ориентированы на успех (и чаще добиваются успеха) интерналы (по сравнению с экстер-налами). Любая деятельность имеет стрессовый, а некоторые (воинская, спортивная, журналистика, полеты в космос, испытание летательных аппаратов и др.) - особо стрессовый характер. При подготовке современного специалиста крайне необходимо формировать у него высокую стрессоустойчивость, готовность и способность успешно действовать в стрессовых обстоятельствах, уметь управлять своими психическими состояниями, использовать соответствующие психологические защиты. Практика показывает, что специалист может и не проявить соответствующего уровня своего мастерства, профессионализма, если он не подготовлен действовать в затрудненных условиях, при воздействии на него стрессовых, экстремальных обстоятельств профессионального, социального, экологического и другого характера. И потому необходимым условием профессиональной готовности специалиста является психологическая готовность, которая характеризуется соответствующим уровнем устойчивости его психики к воздействию стрессовых обстоятельств, адаптивности личности, ее достаточной стрессозащищенностью, уверенности специалиста в своих силах и возможностях, в целом соответствующим уровнем надежности его психики. Рассмотренные слагаемые профессиональной готовности „ г ВОКУПНОСТИ СОСТаВЛЯЮТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ VDOBem mwA °" личности специалиста. Уровень профессионализма Современные представления о профессионализме на™™ смотренными аспектами включают также творческий W Успешность профессиональной деятельности современног циалиста во многом зависит от его способности hSS готовности к поиску видению и й П2 цалиста во многом зависит от его способност готовности к поиску, видению и решений новьП жизнью, общественной практикой задач Высокий S^ нализм современного специалиста предполагает н^ичиетвооче" ского начала в его труде, смелости в поиске новых ггу^ей следе™" ^/TMSS задач как = но действовать на современном рынке труда вностью У спе ш-Вместе с тем важными слагаемыми профессиональной гот™ ности специалиста являются его профессионятт^о „ £ Диция, профессиональное мировоззрение^ неХодимыйТ Э?У " социального развития и соц/альной зр" ОСТ ^^лГн 0С ти "Г листа позволяющий ему правильно ориентироваться I Г1Г^=Г СКОЙ ПРаВ ° В0Й психики, сознания, организма к жизнедеятельности в цело»Гп„^ этом частьк> основной и базовой, определяющей успешГстье?" „^* W? дамографической обстановки на Земле ле мографический взрыв- jcmjic , де- Усиление адаптационного по- Наряду с этим одним из направлений работы по повышению жизнестойкости современного специалиста являются его валео-логическая подготовленность, его готовность и способность проявлять квалифицированную заботу о своем физическом и психическом здоровье. Практика показывает, что характерным для подавляющего большинства населения нашего социума, и в этом отношении квалифицированные работники, специалисты не исключение, являются низкая культура отношения к своему здоровью, низкая культура образа жизни, поддержания и укрепления психического и физического здоровья. В связи с этим валеологическое воспитание специалистов, всего населения предполагает решение прежде всего следующих проблем: 1) изменение отношения к своему здоровью, формирование позитивно-конструктивного отношения к нему; 2) проведение комплекса мер по поддержанию и укреплению психического и физического здоровья. Среди комплекса мер по поддержанию и укреплению здоровья человека особую роль играют: коррекция имеющихся у индивида негативных комплексов, привычек, установок и т.п., разрушительно влияющих на психику и организм человека; повышение стрессоустойчивости и психологической защищенности человека от негативного влияния среды на его организм и психику; обеспечение здорового образа жизни, высокой культуры труда. Интересный подход к решению этой проблемы предлагает В. М. Шепель. Среди основных направлений этой деятельности в первую очередь он выделяет такие: а) самоорганизация труда, личная организованность, рациональное распределение рабочего времени, правильное оборудование рабочего места; б) правильная организация личной жизни. Очень важно, чтобы личная жизнь была упорядочена, наполнена смыслом и соответствовала требованиям поддержания и сохранения психического и физического здоровья человека. Личная жизнь носит оздоровительный характер, когда человек отказывается от вредных привычек, и прежде всего от алкоголя и курения, осуществляет продуманное и сбалансированное питание (умеренное структурированное по содержанию, раздельное, акцентное), обеспечивает себе благотворный интим, создающий ощущение счастья, уюта семейной жизни, радости родительских отношений, удовлетворения сексуальными отношениями (подробнее см.: Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М., 1992). Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Раскройте понимание профессиональной готовности специалиста. 2. Проанализируйте основные виды профессиональной готовности специалиста и покажите их взаимосвязи. 3. Что вы понимаете под психологической готовностью специалиста к профессиональной деятельности? Раскройте ее структуру. 4. Раскройте содержание основных компонентов психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности. 5. Обоснуйте психологические предпосылки достижения успеха в профессиональной деятельности специалиста. 6. Что вы понимаете под профессионализмом личности современного специалиста? Раскройте его слагаемые. 7. Обоснуйте необходимость подготовки современных специалистов в вопросах безопасности жизнедеятельности. 8. Раскройте понимание и необходимость валеологической подготовки современного специалиста. Психология Основная Абрамова Г. С. Практическая психология. - Екатеринбург, 1998. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. - М, 1995. Адлер X . НЛП: современные психотехнологии. - СПб., 2000. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М., 1997. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1988. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе: (Теоретические направления). - М., 1970. Аниупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М., 1999. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию: Пер. с англ. - М., 1998. Асмолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1977. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? - М., 1992. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1990. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997. Бородкин Ф., Коряк Н. Внимание: конфликт. - Новосибирск, 1989. Бороздина Г. В. Психология делового общения. - М., 1999. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб., 1996. Брэй Р. Как жить в ладу с собой и миром? - М., 1992. Вундт В. Проблемы психологии народов. - М., 1912. Голизик Э. Преодоление стресса за 60 секунд. - М., 1995. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1995. Гриндлер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. - Воронеж, 1995. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - Л., 1987. Дольник В. Р. Вышли мы все из природы. - М., 1996. Донцов А. И. Психология коллектива. - М., 1985. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996. Дружинин В. Психология семьи. - М., 1996. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1997. Ершов П. М. Потребности человека. - М., 1990. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. - Ростов н/Д, 1998. Зимичев A . M . Психология политической борьбы. - СПб., 1993. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М., 2000. Ильин Е. П. Мотивация поведения. - СПб., 2000. Кан-Калик В. А. Катаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М., 1983. Каширин В. П. Основы психологии и педагогики. - Йошкар-Ола, 1998. Каширин В. П. Самоутверждение курсантов: (Социально-психологический анализ). - М., 1984. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М., 1978. Корнелиус X ., Феир Ш. Выиграть может каждый. - Пермь, 1992. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес. - М., 1995. Крегер О., Тьюсон Дж. М. 16 дорог любви. - М., 1995. Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. - Л., 1990. КриулинаА.А. Психология общения. - Курск, 1993. Кричевский Р.Д., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991. Крофорд В. Три кита успеха. - СПб., 1997. Крысъко В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. - М., 1998. Курс для высшего управленческого персонала. - М., 1970. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М.; Нальчик, 1996. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. - М., 1999. Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. - Ростов н/Д, 1997. Литвак М. Е. Психологический вампиризм: Анатомия конфликта. - Ростов н/Д, 1997. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1995. МайерсД. Социальная психология. - СПб., 1997. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 8т. - М., 1983.-Т. 1. Масару Ибука. После трех уже поздно. - М., 1992. Масляев О. И. Психология личности. - М., 1997. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. Мудрик А. В. Воспитание старшеклассников. - М., 1976. Немое Р. С. Психология. - М., 1994. - Кн. 1, 2, 3. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. - СПб., 2000. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1977. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб., 2000. Панасюк А. Ю. Управленческое общение? - М., 1990. Парыгин Б. Д. Основы социальной психологической теории. - М., 1971. Парыгин Б. Д. Социальная психология. - СПб., 2000. Петровский А. В. Личность в психологии. - Ростов н/Д, 1996. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. - М., 1978. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. - М., 2000. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - М., 1979. Практическая психология в образовании / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997. Прикладные проблемы социальной психологии. - М., 1983. Пронников В. А., Ладанов И. В. Язык и мимика жестов. - М., 1998. Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и истории. - М., 1997. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Яро-шевского. - М., 1990. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб. 2000. Романова Е. С, Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. - Мытищи, 1996. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. - М.; Новосибирск, 1997. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.; Новосибирск, 1997. Рыбаков М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991. Сандомирский М. Е. Как справиться со стрессом. - Воронеж, 2000. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. - М., 2000. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. - Киев, 1991. - Вып. 2. Сластенин В. А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М., 1996. Собчак Д. Н. Введение в психологию индивидуальности. - М., 1998. Сосновский Б. А. Мотив и смысл. - М., 1993. Социальная и военная психология. - М., 1990. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина. - Л., 1979. Социальная психология и этика делового общения. - М., 1995. Социальная психология личности. - М., 1983. Социальная психология личности. - М., 1979. Социальная психология личности в вопросах и ответах. - М., 1999, Стивене Дж. Приручи драконов: Как обратить свои недостатки в достоинства. - СПб., 1996. СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д, 1997. СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов н/Д, 2000. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. - М., 1982. Таусенд Р. Секреты управления. - М., 1991. Черепанова Е. Психологический стресс. - М., 1997. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995. Шепелъ В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М., 1992. Шепель В. М. Секреты личного обаяния. - М., 1994. Шепель В. М. Управленческая антропология. - М., 2000. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1989. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993. Филатова Е. С. Соционика в портретах. - Новосибирск, 1996. Фромм А. Азбука для родителей. - Л., 1991. Хекгаузен X . Мотивация и деятельность. - М., 1986. - Т. 1. Холл С, Линдсей Г. Теории личности. - М., 1999. Юнг К. Психологические типы. - М., 1992. Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. Дополнительная Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1986. Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика - межотраслевой педагогике. - Новосибирск, 1997. Дейкер X , Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы // Современная зарубежная этнопсихология. - М., 1979. Дерябко С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. - М., 1998. Дэна Д. Преодоление разногласий. - СПб., 1994. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - М., 1985. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1989. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: Микроструктура общения. - М., 1993. Лабунская В. А. Невербальное поведение // Социально-перцептивный подход. - Ростов н/Д, 1986. Диксон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. - СПб., 1997. Межличностное восприятие в группе. - М., 1987. Мелибруда Б. Я - Ты - Мы. - М., 1986. Павлов К. В. Ваш психологический тип. - Киев, 1996. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - М., 1989. ПизА. Язык телодвижений. - Новгород, 1992. Психология масс. - Самара, 1998. Психология толп. - М., 1998. Рабочая книга социолога. - М., 1976. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А.Ядова. - Л., 1979. Тард Г. Социальные этюды. - СПб., 1902. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. - М., 1995. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого Я // Избранное. - М., 1990. - Кн. 1. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. - М., 1995. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. - СПб., 1997. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - М., 1992. Педагогика Основная Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. Бабанский Ю. К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М.Ю.Бабанский. - М., 1989. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М., 1986. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика. - М., 1990. Васильев Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся. - М., 1983. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред Т.И.Шамовой. -М., 1991. Газман О. С, Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. - М., 1992. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972. Джуринский А. Н. Зарубежная школа: Современное состояние и тенденции развития. - М., 1993. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990. Зайцева Л.В., Земляченко СВ. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. - М., 1997. Зверева В. П. Образовательная программа школы: Структура, содержание, технология разработки. - М., 1998. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1992. Ибрагимов Г.-Г. И. Формы организации обучения в педагогике и школе. - Казань, 1994. Ильенко Л. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. - М., 1998. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. / Под ред. А.М.Арсеньева. - М., 1989. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. - М., 1999. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989. Конаржевский Ю.А. Формирование педагогического коллектива. - М., 1997. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. - М., 1991. Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. - Ростов н/Д, 1994. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994. Левитан К. М. Личность педагога: Становление и развитие. - Саратов, 1991. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1992. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1995. Макаренко А. С. Изб. пед. соч.: В 2 т. - М., 1977. - Т. 1. Морозова Т. В. Диагностика успешности учителя. - М., 1997. Маркова А. К., Патис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. - М., 1993. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 2000. МудрикА.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. - М., 1978. Новикова Л. И. Школа и среда. - М., 1985. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского - М., 1990. Онищук В. А. Урок в современной школе. - М., 1981. Опыт разработки концепций воспитания / Под ред. Е.В.Бондарев-ской. - Ростов н/Д, 1993. - Ч. 1, 2. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зазюна. - М., 1989. Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1988. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. - М., 1997. Педагогический поиск/ Сост. И.Н.Баженова. - М., 1990. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. - М., 1990. Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. - М., 1993. Пряникова В. Г. Интернациональное воспитание школьников. - М., 1987. Развитие организаторских способностей руководителей школ / Отв. ред. Б.М.Чарный. - Пермь, 1990. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюш-кина. - М., 1991. Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция / Коллектив авторов под рук. Е. Н. Шиянова. - Ставрополь, 1993. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998. Система работы с одаренными детьми / Под ред. Н. И. Гарипова. - Уфа, 1993. - Ч. 1, 2. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология человека. - М., 1995. Соколов В. Н. Педагогическая эвристика. - М., 1995. Стефановская Т. А. Педагогика: Наука и искусство. - М., 1998. Стоуне Р. Психопедагогика. - М., 1985. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива// Избр. пед. соч.: В 3 т. - М., 1981. - Т. 3. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. - М., 1979. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М., 1971. Управление в образовании: Проблемы и подходы: Практическое руководство / Под ред. П.Карстанье, К.Ушакова. - М., 1995. Ушинский К.Д. Три элемента школы // Пед. соч.: В 6 т. - М., 1988. - Т. 1. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. - М., 1950.-Т. 8. Философия образования для 20-го века. - М., 1992. Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М., 1992. Франки В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М., 1995. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М., 1982. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов н/Д, 1995. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. - М., 1993. Щедровицкий Г. П. и др. Педагогика и логика. - М., 1993. Щукина Г. И. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1988. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д.Зверева, Т. И. Суравегиной. - М., 1983. Дополнительная Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М., 1977. Баранов СП. Сущность процесса обучения. - М., 1986. Белкин А. С. Ситуация успеха: как ее создать. - М., 1992. Богданов О. С, Черепкова СВ. Нравственное воспитание старшеклассников. - М., 1988. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. - М., 1993. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1987. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса. - М., 1989. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М., 1968. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. - М., 1984. Иванова И. П. Воспитывать коллективистов. - М., 1982. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М., 1984. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. - М., 1979. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения.-Л., 1976. Ковалев А. П. Педагогические системы: Оценка текущего состояния и управление. - Харьков, 1990. Кон И. С. Ребенок и общество. - М., 1988. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. - М., 1980. Коротов В.М. Самоуправление школьников. - М., 1976. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986. Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. - М., 1979. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1987. Луначарский А. В. О народном образовании. - М., 1958. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М., 1987. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1977. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т. И.Шамовой. - М., 1992. Mud M . Культура и мир детства. - М., 1988. Мочалова Н.М., Мочалова О. Б. Технологический подход в обучении школьников. - Казань, 1997. Мудрик А. В. Социализация и смутное время. - М., 1991. Йеменский Б. М. Мудрость красоты. - 2-е изд. - М., 1987. Немое Р. С, Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. - М., 1988. Никитин А. Ф. Педагогика прав человека. - М., 1993. Особенности обучения и психическое развитие школьников 13-17 лет/ Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1988. О человеческом в человеке / Под ред. И.Т.Фролова. - М., 1991. Ребутовская Е. Возрастная динамика познавательного интереса. - М., 1998. Саймон Б. Общество и образование. - М., 1989. Сокольников Ю.П. Системный подход в воспитании. - М., 1988. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М., 1988. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975. Ученическое самоуправление в школе сегодня и завтра: Книга для учителя / В.Е.Турин, В.Б.Поленов и др. - Киев, 1989. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - М., 1983. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления. - М., 1990. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. |
Популярное:
Новое
- Как рассчитать среднесписочную численность работников: формулы, примеры
- Договор купли-продажи: общая характеристика
- Михаил Пришвин — Птицы под снегом: Сказка
- Конкурентная стратегия фирмы Виды стратегии по м портеру
- Возможно ли назначение специалиста, который не имеет высшего образования, на должность директора или заместителя директора научно-исследовательского института?
- Теоретические основы закупочной логистики
- Как отправить письмо по почте России
- Что такое складская логистика: основы и принципы
- Производственные кооперативы
- Использование полиграфа при приеме на работу