Реклама

Главная - Рождаемость
Памятка по созданию общественного объединения. Особенности учета и отчетности общественного объединения Добровольное самоуправляемое формирование созданное по инициативе граждан

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета в общественных объединениях, состав и порядок представления отчетности.

Что представляет собой общественное объединение?

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан.

Цели такого объединения прописываются в уставе. Членами такого объединения могут быть как граждане, так и юридические лица (Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее по тексту - Закон №82-ФЗ), Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту - Закон №7-ФЗ), ст.123.4 ГК РФ).

Общественные объединения создаются на основе общности интересов (например, общественная организация инвалидов, право на создание которой предусмотрено в Федеральном законе от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Отметим, что организационно-правовыми формами общественных объединений могут быть (ст.7 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»):

    общественная организация;

    общественное движение;

    общественный фонд;

    общественное учреждение;

    орган общественной самодеятельности;

    политическая партия.

Общественное объединение, которое создано в форме юридического лица, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, которое необходимое для функционирования его деятельности (ст.30 Закона №82-ФЗ).

Специфика правового статуса общественных объединений предопределяет порядок бухгалтерского учета.

Особенности бухгалтерского учета и отчетности общественного объединения

При подготовке отчетности объединения должны руководствоваться общими бухгалтерскими стандартами. Федеральным законом о бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. №402-ФЗ сделаны определенные послабления для ведения бухгалтерского учета НКО и, соответственно, общественных объединений. Так, объединения вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ).

Общественные объединения представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность объединения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, Информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать общественные объединения.

Важно!

Общественные объединения должен представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).

Особенности налогового учета общественных объединений

Статус деятельности общественных объединений определяет и особенности их налогообложения. Общественные объединения могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Общественные объединения вправе применять ЕНВД, если такой режим установлен на территории региона в части видов деятельности, предусмотренных ст.346.26 НК РФ (письма ФНС РФ от 29.06.2015 г. № ГД-4-3/11277@, Минфина РФ от 18.07.2014 г. №03-11-09/35501).

Важно!

При определении предельной величины доходов с целью возможности применения «упрощенки», доходы от целевого финансирования не учитываются (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-11-06/2/47934).

Применяя общую систему налогообложения, общественным объединениям предоставляется ряд налоговых льгот.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ все общественные объединения признаются плательщиками налога на прибыль.

Важно!

Средства, полученные объединениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ).

Как разъяснил Минфин РФ, пожертвования, полученные общественной организацией на реализацию ею уставных задач, признаются целевыми поступлениями, не подлежащими налогообложению, только в том случае, если полученные средства направлены на достижение общеполезной цели и организация ведет раздельный учет таких поступлений (письмо от 05.08.2011 г. №03-03-06/4/91). По окончании налогового периода объединения обязаны представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Льгота по НДС

Общественные объединения являются плательщиками НДС (за исключением объединений, применяющих спецрежимы). При этом объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). Однако для определенных операций существует льготы. Например, освобождены от налогообложения НДС:

Операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утв. Правительством РФ), работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80 процентов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);

Услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп.3 п.2 ст.149 НК РФ).

Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Льгота по налогу на имущество

Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80%, освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п.3 ст.381 НК РФ).

Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации единых целей, указанных в его уставе.

В деятельности общественных объединений участвуют три вида субъектов: учредители, члены, участники, в качестве которых могут выступать как граждане, так и сами общественные объединения. ,

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в его руководящие и контрольно-ревизионный органы, а также контролировать их деятельность в соответствии с уставом. Они имеют права и обязанности в соответствии с требованиями устава и в случае их несоблюдения могут быть исключены из общественного объединения. Однако участники (члены) общественных объединений не сохраняют прав на переданное ими этим объединениям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных объединений, в которых участвуют, а объединения не отвечают по обязательствам своих членов.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.

Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание членов; постоянно действующим руководящим органом - выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица и исполняет свои обязанности в соответствии с уставом.

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание участников; постоянно действующим руководящим органом - выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица и исполняет свои обязанности в соответствии с уставом. Правами собственника имущества, поступающего в общественные движения, а также созданного и (или) приобретенного ими за счет собственных средств, обладают их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах.

Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе его использовать в собственных интересах. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественного фонда он осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном ГК РФ. Правами собственника имущества, поступающего в фонды, а также созданного и (или) приобретенного ими за счет собственных средств, обладают постоянно действующие руководящие органы, указанные в их уставах.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих его уставным целям. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями. В нем может создаваться коллегиальный орган, который избирается участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг, и определяет содержание деятельности общественного учреждения, имеет право совещательного голоса при учредителях, но не может распоряжаться имуществом, если иное не установлено учредителями. В случае государственной регистрации общественного учреждения оно ведет свою деятельность в порядке, установленном ГК РФ.

Общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником (собственниками), владеют закрепленным за ними имуществом на праве оперативного управления. Учредитель (учредители) - собственник (собственники) имущества, переданного общественным учреждениям - вправе изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению. При переходе права собственности на имущество, закрепленное за общественными учреждениями, к другому лицу они сохраняют право оперативного управления им. Общественные учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ними и приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете, без письменного разрешения собственника.

Общественные учреждения могут быть и собственниками по отношению к имуществу, созданному и (или) приобретенному ими законными способами. Если в соответствии с учредительными документами им предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то эти доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на отдельном балансе.

Общественные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидированную ответственность несет собственник соответствующего имущества.

Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем граждан, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей, не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации он приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

За органами общественной самодеятельности как субъектами права собственности после их государственной регистрации закрепляются права юридического лица. Они могут быть собственниками имущества, созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами.

Политическая партия - общественное объединение, способствующее привлечению граждан Российской Федерации к политической жизни общества, их участию в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также представляющее интересы граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется Законом о политических партиях.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям: ?

иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; ?

в политической партии должно состоять не менее 45 ООО членов, при этом более чем в половине субъектов Федерации она обязана иметь региональные отделения численностью не менее 450 членов, остальные региональные отделения должны насчитывать не менее 200 членов1; ?

руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии и состоять только в одном региональном ее отделении (по месту постоянного или преимущественного проживания). 2.2.

Формы общественных объединений

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Развитие общественных объединений служит гарантом построения гражданского общества.

В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» такого рода некоммерческие организации могут создаваться в виде общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Необходимо отметить, что в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» термин «общественная организация» трактуется более широко, чем в Законе «Об общественных объединениях»: понятие общественной организации практически равнозначно понятию общественного объединения. Общественную организацию целесообразно создавать в тех случаях, когда она может представлять интересы вполне определенного круга лиц, которые могут стать ее членами. В нашей стране широко известны такие общественные организации, как Всероссийское общество инвалидов, Союз журналистов и др.

Общественное движение – это не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками данного движения. Общественное движение в отличие от общественной организации предполагает массовое участие людей в его деятельности. Одним из классических примеров общественного движения является «Гринпис».

Общественный фонд это не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. В России широко известен, в частности, Детский фонд.

Общественное учреждение это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения. Примерами такого учреждения являются общественная библиотека, общественный театр, спортивная школа и др.

Орган общественной самодеятельности это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы различных социальных проблем, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Примером такой формы общественного объединения может быть студенческий совет в общежитии учебного заведения.

Общественное объединение вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ.

Подместным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями, осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Структура общественных объединений весьма разнообразна. Это – политические общественные объединения, молодежные и детские объединения, профсоюзы, физкультурно-спортивные, творческие, научно-технические, культурно-досуговые объединения, объединения инвалидов войны и труда и др.

Политическое общественное объединение – это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплено участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, а также участие в организации и деятельности указанных органов. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политических движений).

Особое место среди общественных объединений занимают молодежные и детские объединения. В Российской Федерации им оказывается государственная поддержка на основе Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 22.08.2004).

Действие указанного Закона не распространяется на молодежные и детские коммерческие организации; молодежные и детские религиозные организации; на молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами; на молодежные и детские объединения, учреждаемые политическими партиями.

Молодежное общественное объединение – это объединение граждан в возрасте до 30 лет, на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

Детское общественное объединение – это объединение граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетних граждан для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

Государственная поддержка общероссийских, международных и межрегиональных молодежных и детских объединений осуществляется при соблюдении ими следующих условий:

Объединение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации;

Объединение насчитывает не менее 3000 членов, либо заявленный им для финансирования проект (программа) предусматривает предоставление социальных услуг не менее 3000 детей и (или) молодых граждан.

Еще одним видом общественного объединения является профессиональный союз, представляющий собой добровольное общественное объединение связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности граждан, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Деятельность профсоюзов регулируется Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 29.06.2004).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Профсоюзы организуют и проводят оздоровительные мероприятия среди членов профсоюза и их семей. Они имеют право участвовать в формировании социальных программ, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен и др.

В России значительная часть общественных объединений зарегистрирована местными органами юстиции. Среди них преобладают физкультурно-спортивные, добровольные, культурно-просветительские общества.

Общественные организации не только участвуют в реализации социально значимых проектов, но и создают дополнительные рабочие места. В настоящее время в России общественными организациями охвачено 0,4 млн человек, или 0,7% всех занятых в экономике.

Порядок создания общественного объединения

Порядок создания общественного объединения включает этапы, характерные для создания всех видов некоммерческих организаций.

Общественное объединение образуется по инициативе его учредителей: физических лиц (не менее трех человек) и юридических лиц (общественных объединений). Учредители созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается соответствующим федеральным законом.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть отражена в его уставе.

Учредителями, членами и участниками общественного объединения не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Для государственной регистрации общественного объединения подаются следующие документы:

1) заявление в регистрирующий орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа данного общественного объединения с указанием места жительства каждого;

2) устав общественного объединения в двух экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате регистрационного сбора;

6) документ о предоставлении юридического адреса общественного объединения;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального объединения;

8) при использовании общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, – документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Общественное объединение (кроме политических общественных объединений) вправе не регистрироваться в органах юстиции. Однако в этом случае оно не приобретает прав юридического лица.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания, ликвидация – по решению этих же органов управления либо в судебном порядке.

Собственность общественного объединения

Общественное объединение как юридическое лицо в форме некоммерческой организации может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе. Общественное объединение также может иметь в собственности учреждения, издательства, средства массовой информации. Они создаются за счет средств объединения исходя из его уставных целей.

Поскольку общественное объединение представляет собой добровольное объединение граждан, то большая часть прав собственности осуществляется ими совместно, на равных отношениях.

Имущество общественного объединения образуется за счет следующих источников:

Вступительных и иных взносов (если их уплата предусмотрена уставом);

Добровольных взносов и пожертвований;

Поступлений от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;

Доходов от предпринимательской деятельности;

Поступлений от внешнеэкономической деятельности;

Других поступлений.

Необходимо обратить внимание на то, что политические общественные объединения не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.

Участники общественного объединения не сохраняют прав на переданное ими этой организации в собственность имущество, включая членские взносы. Они не имеют права собственности на долю имущества общественного объединения. Оно принадлежит исключительно общественному объединению как юридическому лицу. В крупных общественных объединениях его отделения, подразделения имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками.

Общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступ к ознакомлению с ним.

Предпринимательская деятельность общественного объединения

Общественные объединения могут вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Поскольку общественное объединение имеет статус некоммерческой организации, оно не может распределять доход от предпринимательской деятельности между его участниками. Такого рода доход должен быть направлен на достижение уставных или благотворительных целей. По данным Госкомстата России, общественные организации имеют в собственности более 180 предприятий, что составляет 6,3% от общего количества предприятий и организаций.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5).

Действие рассматриваемого закона распространяется на все общественные объединения, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и созданных ими некоммерческих союзов (ассоциаций) (ч.1 ст.2). Применительно к данной правовой норме можно задавать вопросы о целесообразности или нецелесообразности указанных исключений, но первая проблема, возникающая в связи с исполнением данного закона, заключается, на наш взгляд, в том, что действие закона без всяких существенных исключений распространяется на деятельность всех созданных общественными объединениями на территории РФ их структурных подразделений: и организаций, и отделений, и филиалов, и представительств, включая представительства иностранных некоммерческих неправительственных объединений (ч.2 ст.2)».

Суть проблемы в том, что общественное объединение, пройдя все бюрократические препоны и препятствия своего создания на федеральном уровне, по сути дела должно проходить все эти бюрократические процедуры и придирки также и на региональном уровне в каждом субъекте федерации при создании там либо региональной организации, либо отделения, либо филиала, либо представительства. Закон не уточняет и не разграничивает все эти формы внутренних подразделений общественного объединения. Закон лишь определяет, что процедура регистрации для всех этих подразделений в регионах одна и та же, что и на федеральном уровне (с незначительными упрощениями, как будет отмечено ниже).

Учредителями и членами общественного объединения могут быть физические лица (не менее трех) и юридические лица - общественные объединения (иные юридические лица - государственные органы и учреждения, предприятия и другие коммерческие организации - учреждать общественные объединения не могут). Вновь созданное общественное объединение должно прежде всего созвать учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором следует принять решение о создании самого объединения и о регистрации его устава, сформировать его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Резолютивная часть постановления съезда (конференции) должна, следовательно, выглядеть примерно так:

«1. Создать общественную организацию «Общество любителей живой природы «Зеленая планета»;

2. Утвердить Устав общественного объединения «Общество любителей живой природы «Зеленая планета».

Постановления о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов общественного объединения разумнее принимать отдельно.

С момента принятия таких решений объединение считается созданным (ст.6, 18).

Определить организационно-правовую форму общественного объединения необходимо с учетом поставленных целей и задач. При выборе организационно-правовой формы необходимо учитывать, что действующее законодательство разрешает создавать общественные объединения - юридические лица только в тех формах, которые прямо предусмотрены законом. Для упрощения процедуры выбора необходимо ответить на два вопроса:

1. Будет ли ваше общественное объединение основываться на членстве, и если будет, то юридические или физические лица будут являться членами объединения, либо те и другие вместе.

2. Кто будет являться учредителем объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1. Общественная организация . Общественное объединение, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Членами организации могут быть физические и юридические лица (данное положение указывается в одном из пунктов устава). Высший руководящий орган - съезд (конференция). Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции). Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член не имеет права собственности на долю этого имущества. Структурные подразделения (отделения) осуществляющие свою деятельность на основе единого устава организации имеет право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними. В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества является союз (ассоциация). Территориальные же организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.;

2. Общественное движение. Общественное объединение, массовое , состоящее из участников и не имеющее членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками движения. Высший руководящий орган - съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом. От имени общественного движения права собственника имущества, поступающего в общественное движение, а также созданного и (или) приобретенного им за счет собственных средств, осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

3. Общественный фонд . Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся формированием имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных поступлений и использованием его на общественно полезные цели. Такое имущество не является собственностью учредителя или управляющего имуществом такого фонда. Руководящий орган формируется учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. От имени общественного фонда права собственника имущества осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

4. Общественное учреждение. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся оказанием конкретного вида услуг, соответствующим уставным целям. Управление осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). Общественное учреждение, созданное и финансируемое собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет право оперативного управления. Общественное учреждение получает имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении такого имущества общественное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с его уставными целями. Общественное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом без письменного разрешения собственника.;

5. Орган общественной самодеятельности. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся совместным решением различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей. Такое объединение формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов и организаций. Субъектом права собственности в органе общественной самодеятельности является сам орган общественной самодеятельности, за которым после его государственной регистрации закрепляются права юридического лица.

Указанный перечень организационно-правовых форм является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Но при этом в этой же статье закона вводятся понятия политических общественных объединений: политических организаций, политических партий и политических движений, организационно - правовыми формами которых закон определяет ту же общественную организацию (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения) (ч.2 ст.7). Возникает вопрос - зачем установлено такое смешение понятий?.

Практика отвечает на этот вопрос многочисленными придирками чиновников различного уровня в том плане, что произвольно устанавливаются различного рода запреты на названия тех или иных объединений как политической организации или политической партии, или политического движения, и обосновывается это тем, что закон предусматривает только такие организационно-правовые формы, как общественные организации или общественные движения. И такие придирки из формальных очень быстро превращаются в принципиальные, препятствующие регистрации таких политических объединений и их структурных подразделений, в частности, на региональном уровне, для которых государственная регистрация является обязательной.

Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности.

В зависимости от территориальной сферы деятельности российские общественные объединения делятся на:

- общероссийские , которые имеют свои структурные подразделения (организации, филиалы, отделения и представительства) и таким образом осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации,

- межрегиональные, имеющие свои подразделения и осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ,

- региональные , деятельность которых осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ и

- местные , действующие в пределах территории органа местного самоуправления (ст.14).

Общероссийское общественное объединение может без специального разрешения использовать в своем названии наименования «Россия» или «Российская Федерация», или соответствующие словосочетания. Личное имя гражданина может быть использовано в названии объединения только с письменного согласия его или его законных представителей.. Название не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Символика общественных объединений не должна совпадать с какой-либо государственной символикой и нарушать чьи-либо права на интеллектуальную собственность.

Еще одна проблема, над которой необходимо подумать до государственной регистрации, - как будут описаны в уставе направления деятельности организации. В отличие от коммерческих структур, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, общественные объединения могут иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Крайне принципиальным для регистрирующих и других государственных чиновников, кроме всего прочего, является требование вновь введенной статьи 12.1. закона о том, что в уставе политического общественного объединения в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов (ч.1 ст.12.1.). При отсутствии такого указания в уставе политическая организация не будет допущена к участию в выборах: избирательная комиссия откажет в регистрации кандидатов на выборные должности, выдвинутых этой организацией, равно как и в регистрации самой организации (в случае голосования по спискам избирательных объединений, блоков и политических партий).

Граждане, желающие создать именно политическое общественное объединение и участвовать в дальнейшем в выборах очень рискуют, если осмелятся каким-либо образом изменить указанную выше формулировку закона или что-то из нее исключить.

Проблема заключается в том, что, с одной стороны, закон гарантирует право граждан по своему выбору создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти, но, с другой стороны, ставит под условие государственной регистрации приобретение этим объединением права юридического лица (ч.ч.3,4 ст.3).

На практике указанная гарантия означает «чистой воды» фикцию, поскольку ни одно такое общественное объединение не сможет функционировать нормально, не будучи юридическим лицом: оно не сможет открыть свой счет в банке, не сможет арендовать помещение и т.д. и т.п., поэтому оно вынуждено добиваться государственной регистрации.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает только с момента государственной регистрации данного объединения (ч.4 ст.18).

Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке (ч.2 ст.21).

Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации, межрегионального - органом юстиции по месту нахождения постоянно действующего его руководящего органа, регионального и местного - органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.ч.3,4,5 ст.21).

С момента возникновения правоспособности, государственной регистрации в качестве юридического лица, законом прямо указывается, что для осуществления своих уставных целей общественное объединение имеет право:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными действующим законодательством;

в) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

г) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

д) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

е) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

ж) участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;

з) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

Наравне с указанными выше правами общественное объединение несет определенные обязанности, среди которых:

а) соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

б) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

в) ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

г) представлять по запросу органа, регистрирующего, общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

д) допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

е) оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

Неисполнение вышеперечисленных обязанностей дает основание органу регистрирующему общественные объединения вынести руководящим органам общественного объединения письменное предупреждение с указанием конкретных оснований такого предупреждения.

Общий надзор за соблюдением законов общественными организациями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Вообще же контроль за соблюдением общественным объединением существующих норм и стандартов могут осуществлять различные органы государственного надзора и контроля (пожарные, экологические и иные).

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Добровольность формирования – важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Республики Беларусь, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Государство, не вмешиваясь в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции. В этом случае ему выдается соответствующее свидетельство. Регистрация общественных объединений – форма государственного контроля за их целевым назначением, но государство не вмешивается в их текущую деятельность.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Общественные объединения в силу своей природы не обладают государственными властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и потому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений. Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в органы государственной власти.

Общественное объединение обязано соблюдать законодательство Республики Беларусь, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляют органы прокуратуры.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, контролируют соответствие их деятельности уставным целям. В случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, орган юстиции может вынести письменное предупреждение руководящим органам объединений.

На финансовые органы возложен контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

Общественные объединения и граждане, чьи права оказались нарушенными, вправе обращаться с исковыми заявлениями в судебные органы и с заявлениями или жалобами в административные органы.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения Конституции Республики Беларусь, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.

Ликвидация общественного объединения происходит либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации. Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в зарегистрировавший его орган для исключения из единого государственного реестра юридических лиц.

Важную роль играют политические партии – общественные объединения, цель которых – участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах, в организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Большой объем административной правоспособности принадлежит профсоюзам. Профсоюз –добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Профсоюзы защищают право своих членов на труд, заключают с администрацией коллективные договоры и контролируют их выполнение; контролируют законодательство о труде и об его охране. Они располагают возможностями активно влиять на правотворчество. Так, проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией, а также в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного имущества. Они могут участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Профсоюзам принадлежат равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионными и другими фондами. Они взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

 


Читайте:


Новое

Как востановить менструальный цикл после родов:

Программа сменный график работы

Программа сменный график работы

Перед тем, как рассчитать норму рабочего времени, необходимо определиться с расчетным периодом. Сложнее всего производить расчет за год, так как...

Как уволить сотрудника в программе 1с 8

Как уволить сотрудника в программе 1с 8

Для успешного ввода документа Увольнение проверим настройки программы 1С 8.3, чтобы избежать ошибок в дальнейшем. Для этого на вкладке Зарплата и...

Мамут александр леонидович Александр мамут

Мамут александр леонидович Александр мамут

Семья Отец - Леонид Соломонович Мамут, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, один из составителей новой российской Конституции. Мать -...

Оценка влияния факторов на производительность труда

Оценка влияния факторов на производительность труда

Факторы - это силы, причины, внешние обстоятельства, воздействующие на какой- либо процесс или явление. Анализ динамики производительности труда...

feed-image RSS