Разделы сайта
Выбор редакции:
- Будет ли повышение зарплаты полиции Оклад лейтенанта полиции в году
- Типовой договор на оказание услуг
- Курс, семинар, тренинг Отдел снабжения: эффективная работа с поставщиками Основные программы и направления тренингов
- Как заполнить заявление на регистрацию ИП по форме Р21001
- Тайное становится явным Драгунский денискины рассказы тайное становится явным
- Пути совершенствования контроля качества продукции Методические основы анализа организаций технического контроля качества на предприятии
- Программа сменный график работы
- Как уволить сотрудника в программе 1с 8
- Мамут александр леонидович Александр мамут
- Оценка влияния факторов на производительность труда
Реклама
Корабль проекта 1234. Малый ракетный корабль. Навигационная РЛС «Дон» |
С самого рождения в 1967 году проект 1234 оказался крайне противоречивым и возводящим в абсолют советское стремление к специализированным кораблям – недаром специально для него был создан отдельный класс. Невиданные ранее «охотники на корабли» сразу привлекли к себе внимание военных экспертов всего мира, бурно обсуждавших вопрос: что же представляет собой советский «зубастый малыш» на самом деле – «пистолет у виска капитализма» или легкую мишень? Споры эти не утихают и поныне, когда отечественный флот стоит на распутье: продолжать ли советскую традицию или перейти к западной парадигме многофункциональных кораблей ? В наследство от Советского Союза нашему флоту досталось 15 малых ракетных кораблей (МРК): 13 МРК проекта 12341 и два МРК на воздушной подушке проекта 1239. Распределение корпусов по флотам выглядит так: три – на СФ, четыре – на ТОФ, четыре – на БФ и четыре – на ЧФ (два корабля проекта 12341 и два проекта 1239). В итоге на сегодня этот класс кораблей – один из самых многочисленных на флоте. Примечательно, что все до одного находятся в строю. Тем не менее, необходимость наличия этих кораблей является предметом многочисленных споров и разногласий. Многие считают, что в современной концепции флота такие узкоспециализированные корабли должны заменяться на многоцелевые корветы. Сомнениям подвергается и боевая эффективность МРК в условиях мощного радиоэлектронного противодействия и наличия у противника штурмовой авиации. Кроме того, сегодня задачи МРК точно так же могут выполнять истребительно-бомбардировочная авиация и береговые ракетные комплексы. Насколько оправданны эти сомнения и действительно ли век МРК подошел к концу? Достоинства и недостаткиДля начала следует разобраться в достоинствах и недостатках малых ракетных кораблей, применяя их к современным реалиям. Первое и самое основное достоинство – мощное ракетное вооружение . Главный калибр МРК проекта 1234 – шесть ракет П-120 «Малахит» достигают скорости М=1 и имеют предельную дальность до 150 км, система наведения активная радиолокационная с «подстраховочным» ИК-датчиком. Имея мощную боевую часть (БЧ) и внушительную скорость, эти ракеты способны вывести из строя достаточно крупные корабли, такие как эсминец (ЭМ) и при нескольких попаданиях даже ракетный крейсер (РКР). Например, в ходе учений «Крым-76» двух ракет оказалось достаточно, чтобы потопить списанный эсминец проекта 30 бис водоизмещением 2300 тонн, тем самым продемонстрировав и отменную точность наведения. Важным достоинством является относительно большой боекомплект, позволяющий производить массированные залпы. Однако у ракет П-120 есть и существенные недочёты . Первым делом можно отметить недостаточную по сравнению с некоторыми одноклассниками дальность пуска, например у ближайших конкурентов – ракет Exocet и Harpoon она составляет 180 и 315 км соответственно. Кроме того, значительные ограничения накладывает немалый размер самой ракеты: на экспериментальном МРК «Накат» проекта 1234.7, вооруженном сравнительно небольшими ракетами П-800 «Оникс», удалось разместить вдвое больше пусковых установок. Далее, сама возможность применять вооружение на максимальной дальности зависит от надежного целеуказания (ЦУ). Возможности бортовой РЛС не позволяют дать четкое ЦУ на предельных дальностях, поэтому изначально предполагалось, что МРК будет получать более точную информацию от самолетов-разведчиков Ту-95РЦ и других кораблей. Следующее неоспоримое достоинство проекта 1234 – это его превосходная скорость и мобильность . Относительно небольшое водоизмещение и мощный двигатель позволяют ему достигать максимальной скорости в 35 узлов наравне с хорошей поворотливостью. В сочетании с относительно большой автономностью плавания (10 суток) это дает МРК преимущества как на оперативном уровне – можно быстро перебрасывать боевые единицы на нужные направления, так и в бою, где хорошая маневренность позволяет, к примеру, уклониться от торпеды или первым занять позицию для пуска ракет. Однако эти унаследованные от катера качества оборачиваются весьма посредственной мореходностью. Тем не менее, для действий в прибрежной и ближней океанской зоне она вполне достаточна. И еще один немаловажный фактор – производственный . Корабли проекта 1234 относительно недороги, могут строиться практически на любой военной верфи, способной выпускать корабль водоизмещением до тысячи тонн, а срок постройки при чрезвычайных обстоятельствах и напряжении всех возможностей уложится в три-четыре месяца. Такое сочетание выгодно отличает МРК от всех других классов, исключая только катера. Но наряду с этими достоинствами МРК не лишены весьма значительных недостатков: — первый и самый главный – практически полная беззащитность такого корабля от атак с воздуха . Из зенитного артиллерийского вооружения на нем присутствует только одна шестиствольная 30-мм установка АК-630 и одна 76-мм АК-176 (весьма условная в качестве средства ПВО), а из ракетного – ЗРК «Оса-М», имеющий дальность стрельбы не более 10 км. Как показывает опыт, в том числе и реальный боевой, вероятность перехвата вражеской противокорабельной ракеты (ПКР) этими средствами невелика, не говоря уже о возможности борьбы непосредственно с ударной авиацией. — Второй недостаток – малая живучесть МРК : как показал трагичный опыт «Муссона», погибшего на учениях при попадании ракеты П-15 с инертной БЧ, корабль является очень пожароопасным из-за материала корпуса – алюминиево-магниевого сплава. Малые же размеры обусловливают недостаточную плавучесть и запас прочности. В итоге многие считают МРК «одноразовыми» кораблями – на один залп. Возможности примененияКак ни парадоксально, при всей своей узкой специализированности малый ракетный корабль проекта 1234 относительно универсальный. В условиях крупномасштабного конфликта на океанском ТВД возможны несколько вариантов применения МРК: — в силу своего мощного вооружения эти корабли способны поддерживать преодоление ПВО крупного корабельного соединения противника, внося значимый вклад пуском шести ракет П-120; — используя свою скорость и мобильность, МРК могут действовать в рамках тактики «ударил и убежал», производя внезапные атаки на транспортные конвои, десантные суда и эсминцы ПЛО и ПРО; — сопровождение и защита собственных конвоев. Все эти три варианта упираются в уже обозначенный недостаток: дальность стрельбы. Сложно предположить, что МРК сможет подойти, например, к авианосной ударной группе на расстояние 120 км и выжить: еще на подходах он будет гарантированно обнаружен и уничтожен палубной авиацией в отличие от носителей крупных ПКР типа П-500 и П-700, способных открывать огонь за 500 км. Вторая тактика также имеет уязвимые места. Первым из них может стать ответный огонь более дальнобойными ПКР (например, широко используемой на кораблях НАТО «Harpoon»). На борту эсминцев и фрегатов сопровождения возможно присутствие вертолета, вооруженного ПКР малой дальности (ракеты Penguin и Sea Skua могут быть запущены на дальность 28 и 25 км соответственно). Как уже отмечалось выше, противовоздушных возможностей малого ракетного корабля не хватает для гарантированного отражения такой атаки. Аналогичная ситуация складывается и при использовании МРК в обороне: в современных условиях атака на конвой будет произведена с большой вероятностью с помощью ударной авиации. Эффективно бороться с этой угрозой могут только собственные истребители-перехватчики. Но главным фактором, ограничивающим использование малого ракетного корабля в описанных условиях, является необходимость точного целеуказания , а следовательно, активного взаимодействия с другими частями флота, в том числе в условиях мощного радиоэлектронного подавления. Для полноценной работы необходимо обеспечение ДРЛО либо поддержка более крупного надводного корабля, имеющего на вооружении вертолёт-целеуказатель. Другой логичной ролью для МРК может стать прибрежная оборона . Во многом корабли этого типа хорошо вписываются в требования для сторожевика: неплохое артиллерийское вооружение, приличная скорость, автономность. Однако как отмечают моряки, для подобных задач МРК со своим ракетным вооружением «избыточен» – для охраны морской границы вполне хватает ракетных катеров и малых артиллерийских кораблей. Все эти концепции берут начало в 70-х годах прошлого века, когда и создавались малые ракетные корабли. Сегодня все вышеперечисленные задачи могут выполнять и ВВС. Для ударных миссий созданы легкие крылатые ракеты Х-31 и Х-35, которые подвешиваются даже на легкие истребители. Более того, изделие Х-31 превосходит П-120 как по скорости (М=2), так и по дальнобойности (160 километров). Ракета Х-35 «Уран» способна выходить на цель по комбинированной траектории, обладает меньшими размерами, что позволяет увеличить боезапас и производить более массовые залпы, а также обеспечивает меньшую эффективную поверхность рассеивания (ЭПР). Береговую оборону против серьезного противника, который окажется не по зубам ракетному катеру (РКА) и малому артиллерийскому кораблю (МАК), могут производить береговые ракетные комплексы и та же авиация. На стороне воздушных сил находятся сразу несколько факторов
: Многие считают, что недостатков МРК лишены современные проекты многофункциональных корветов, совмещающие ударную мощь проекта 1234 с развитой системой ПВО, возможностями по ведению ПЛО, наличием вертолета, лучшей живучестью и мореходностью. Таким путем пошли почти все страны, имевшие на вооружении аналоги МРК: Швеция, Дания, Норвегия, Германия вывели за 90-е годы из состава ВМС 25, 20, 15 и 20 единиц ракетных катеров соответственно. Вместо них в строй вводятся именно корветы увеличенного водоизмещения. Более того, и для отечественных реалий более предпочтителен корвет с противолодочным уклоном, поскольку в наших огромных территориальных водах большую потенциальную угрозу несут именно подлодки противника . Действуя вместе с авиацией, такие корветы (будучи построены в достаточном количестве, разумеется) смогут значительно снизить опасность.
Начнем с того, что МРК – очень неприхотливый корабль . Для обустройства временного пункта базирования достаточно нескольких плавучих пирсов, склада ГСМ и электросети. Современному же ударному самолету нужна гораздо более развитая инфраструктура, не говоря уже о том, что аэродром представляет собой первоочередную цель для атаки, а следовательно, при ведении боевых действий с большой вероятностью будет требовать частого ремонта. Далее, самолет не может подобно кораблю вести длительное пассивное слежение за целью в период обостренного противостояния или при вторжении корабля потенциального противника в территориальные воды (вспомним инцидент с американским крейсером «Йорктаун» в 1988 году). Главным при этом является возможность немедленно нанести удар по цели при поступлении такого приказа, и заранее вышедший на огневой рубеж МРК будет иметь преимущество перед только взлетевшим с базы самолетом. Но решающим фактором становится то, что на сегодня по сравнению с новыми проектами корветов и в меньшей степени истребителями-бомбардировщиками малые ракетные корабли имеют полностью отработанный оружейный комплекс, отработанные тактические приемы, существуют подготовленные штаты, обеспечивающие структуры и полноценные корабельные соединения. Иначе говоря, МРК проекта 1234 – очень надежный и проверенный корабль, гарантированно способный выполнить свои задачи с максимальной эффективностью . Совсем другое дело – , которые до сих пор являются новинкой – как сам класс корабля, не существовавший в советской военно-морской доктрине, так и с точки зрения установленного вооружения, еще не обкатанного на учениях. Ни в коей мере не отрицая необходимость движения вперед и строительства кораблей нового поколения, надо признать, что сейчас России нужнее боеготовый и обеспеченный всем необходимым МРК, чем совершенно новый, но неосвоенный на флоте и в производстве корвет . Разумеется, продолжать строить старые советские проекты бессмысленно, однако просто так оставлять за бортом накопленный богатый опыт тоже нельзя. Наилучшим выходом видится значительное увеличение потенциала уже существующих корпусов посредством модернизации с установкой, например, ракет «Оникс» в варианте 2х9, ЗРАК «Каштан» и нового радиоэлектронного оборудования. Моряки не отказались бы и от беспилотного летательного аппарата для разведки и целеуказания. Предпочтительной мерой было бы наращивание группировки МРК путем производства модернизированного варианта. Например, мощностями Восточной верфи и судостроительной фирмы «Алмаз» можно производить до четырех МРК в год. Эта мера поможет заткнуть значительные бреши в морской обороне, в том числе и в средней морской зоне, которая не покрывается более легкими кораблями. В дальнейшем при должной модернизации судостроительных верфей и отработке производства МРК по окончании срока службы должны заменяться на корветы при условии, что количество новых кораблей будет, как минимум, не уступать выводимым в отстой. Разумеется, нельзя умолчать об относительно новом , представляющем собой развитие речного МАК проекта 21630 «Буян». Вооруженный УВП для восьми ракет «Калибр» или «Оникс», а также 100-мм АУ А-190М и 30-мм , он тем не менее не является альтернативой более тяжелому проекту 1234, поскольку может действовать исключительно в ближней морской зоне. Но именно во взаимодействии эти два типа МРК могут обеспечить приемлемый уровень защищенности наших границ и экономических зон. Подводя итог, скажем, что сегодня нашему флоту нужна в первую очередь совершенно четкая и продуманная концепция ведения боевых действий, обеспечивающая постановку задач и требований к каждому классу кораблей. И хотя системы взаимодействия старых специализированных кораблей с новыми, построенными по западной модели применения, не выработано, пренебрегать оставшимися от СССР МРК по меньшей мере неразумно. Не стоит забывать, что боевая эффективность этих кораблей была подтверждена в ходе «пятидневной войны» в Южной Осетии. В сложившихся условиях, когда судьба флота по-прежнему неясна, опираться лучше только на проверенные и надежные решения и в итоге несколько старых МРК могут оказаться предпочтительнее мифического перспективного эсминца. Это скоростная малогабаритная лодка, вооруженная ракетами различного типа. Впервые судно, оснащенное ракетами, спроектировали советские конструкторы. Флот СССР принял корабль данного класса на вооружение в 60-е гг. XX века. Это был скоростной и маневренной корабль 183 Р «Комар». Плавающий аппарат был вооружен двумя ракетами. Вторым советским образцом с четырьмя ракетами П-15 был ракетный катер проекта 205. В дальнейшем обладателем судна типа Саар, оснащенного ракетными установками, стал Израиль. Ракетный катер “Комар” Боевое применениеКатера предназначены для уничтожения надводных вражеских целей. Это могут быть транспортные, десантные, артиллерийские суда, морские группы и их прикрытия. Еще одной функцией скоростной лодки является прикрытие «своих» кораблей от морских и воздушных угроз. Они действуют как у берега, так и далеко в море. Первое боевое крещение ракетного катера произошло во время конфликта Египта и Израиля, и было ознаменовано уничтожением израильского эсминца. Миноносец был уничтожен ракетами П-15, выпущенными египетским «Комаром». Этот случай показал действенность кораблей такого класса в военном применении и тем самым убедил многие государства в необходимости создания лодок с ракетами на борту. Катер “Комар” Проекты 205 и 205У «Москит»Проект 205 «Москит» разрабатывался конструкторским бюро «Алмаз» в средине 1950-хх гг. Катера имели стальной корпус. Инженеры усилили вооружение и мореходность аппарата. Еще одним отличием от катера модели 183Р являлись скругленные судовые надстройки и специальная форма палубы, которая позволяет быстрее смыть радиоактивное заражение. Силовая установка состояла из 42-цилиндрованного радиального дизельного двигателя М503. Катер вошел в состав военно-морского флота советского союза в 1960 году. Катер “Москит” В начале 60-хх гг. проектная организация «Алмаз» разработала катер 205У. Данное судно вооружили модернизированной ракетой П-15У. Крыло ракеты автоматически раскрывалось при вылете. Также на борту установили две двойные 30-мм артиллерийские установки АК-230. Катера данных проектов были участниками нескольких серьезных военных конфликтов:
ракетный катер проекта 205 Конструкция ракетного катераСначала ракетные лодки имели корпус торпедного катера. С судна снимали торпеды, и устанавливали ракеты. Но по ходу их использования появился ряд новых требований к судну:
Вооружение ракетного катераУже из самого названия можно понять, что главным оружием катера являются ракетные, зенитные и артиллерийские установки различных модификаций и типов. Все установки обладают точными системами самонаведения и в отличие от артиллерии большую дальность действия. Основным оснащением являются несколько типов пусковых ракетных установок. Первая ПРУ «Оса-М». Этот комплекс может самостоятельно обнаруживать цели. Для этого установка оборудована локатором. Он помогает увидеть объект, находящийся на высоте до 4 км и расстоянии до 30 км. Также комплекс состоит из средств установления целей и визирования ракет, оборудования для передачи команд и пульта для трех операторов. Вторая установка, которой снабжают катер – это противокорабельный ракетный комплекс «Москит». Он предназначен для уничтожения надводных объектов. Ракеты устойчивы к воздействию ядерного взрыва. Применяется комплекс в береговой обороне и в морской авиации. «Москит» способен пробивать любую обшивку корабля и взрываться внутри судна. Имеет комбинированную систему управления: навигационную и самонаведения. Это гарантирует высокое попадание в цель. Еще одной установкой предназначенной для установки на кораблях является «Малахит». Это крылатая ракета российского образца уничтожает надводные корабли. «Малахит» – более мощная модификация первой крылатой ракеты П-70 «Аметист». Его система управления включает в себя:
Малый ракетный корабль “Бора” Например, ракетный «Бора » снабжен:
Малый ракетный корабль “Мираж” Мираж » вооружен:
Малый ракетный корабль “Ивановец” Ивановец » оснащен:
Судна используют активное и пассивное обнаружение целей. Навигационные и радиолокационные комплексы расположены наверху рубки управления. Обычно установлены радары модели «Монолит» или «Гарпун». На надстройке плавательного средства стоит радиолокационная система «Вымпел» и оборудование, предупреждающее о лазерном облучении «Спектр-Ф». Катера способны распознавать государственную принадлежность ближайших судов. Для этого борт оснащен специальным устройством «свой-чужой». Современные ракетные катераРоссийский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет. Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:
Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники. Малый ракетный корабль «Пассат» проекта 12341, шифр «Овод-1», был заложен на стапеле Ленинградского Приморского СРЗ в Ленинграде и стал 14-м в серии из 15 кораблей, построенных на заводе. Предназначен для нанесения ракетных ударов по кораблям противника. МРК «Пассат» был заложен 27 мая 1988 года, строительный номер 82. Спущен на воду 13 июня 1990 года. 06 декабря 1990 года передан заказчику. 14 марта 1991 года был зачислен в состав Балтийского флота. В настоящее время имеет бортовой номер 570, ранее имел бортовой номер 465. Основные характеристики: Водоизмещение полное 730 тонн. Длина 59,3 метра, ширина 11,8 метра, осадка 3,08 метра. Максимальная скорость хода 34 узла. Дальность плавания 3500 морских миль при 18 узлах. Автономность 10 суток. Экипаж составляет 64 человека, в том числе 10 офицеров и 14 мичманов. Силовая установка: 3 дизеля М-507А общей мощностью 30000 лошадиных сил, 3 вала. Вооружение: 6 пусковых установок ПКР «Малахит» (6 ракет П-120), 1 76-мм артустановка АК-176, 1x6 30-мм артустановка АК-630, 1х2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет). В 1999 году совершил деловой заход в порт Карлскруна, Швеция. С 22 июля по 08 августа 2006 года совершил визит в порты Германии с проходом по Кильскому каналу и заходом в Бремерхафен и Варнемюнде. В начале июля 2007 года совершил учебный поход в Северное море с заходом в голландский порт Флиссинген для участия в торжествах по случаю 400-летия адмирала де Рейтера. В 2013 году находился в ремонте. По сообщению от 11 апреля 2014 года в ходе которого выполнил стрельбу крылатыми ракетами по сложным мишеням, имитирующим отряд кораблей условного противника. По сообщению от 19 мая 2014 года совместно с ракетным катером «Р-257» успешно , имитирующим боевые корабли и средства воздушного нападения условного противника. По сообщению от 27 февраля 2015 года экипажи большого десантного корабля «Королев» и малого ракетного корабля «Пассат» Балтийского флота успешно с выполнением артиллерийских стрельб в условиях ограниченной видимости. По сообщению от 09 апреля успешно артиллерийские стрельбы по различным целям. По сообщению от 30 марта 2016 года экипаж в рамках проведения на Балтийском флоте первого этапа конкурса профессионального мастерства «Кубок моря-2016» задачи по ведению артиллерийского боя и отражению атак средств воздушного нападения условного противника. По сообщению от 12 апреля 2019 года в составе корабельной ударной группы успешно электронные ракетные пуски по мишеням, имитирующим отряд боевых кораблей условного противника. По сообщению от 05 августа к межфлотскому учению ВМФ России «Океанский щит – 2019». По архитектуре гладкопалубный корпус корабля пр. 1234 имеет катерные обводы, небольшую седловатость, продольную систему набора и выполнен из корабельной стали марки МК-35 повышенной прочности. На большей части длины корпус имеет двойное дно и разделен девятью переборками на 10 водонепроницаемых отсеков. Переборки расположены на 11, 19, 25, 33, 41, 46, 57, 68 и 80 -м шпангоутах (шл.), на 87 шп. - транец. Нижняя часть переборок выполнена из стали марки 10 ХСН 2Д (СХЛ-45), а верхняя часть - из алюминиево-магниевого сплава марки АМг61. Лишь переборки на 11, 46 шпангоутах и транец выполнены полностью из стали марок 10 ХСН Д или 10 ХСН 2Д (СХЛ-45). Видео корабля проекта 1234 шифр «Овод»
Прессованные профили выполнены из сплава АМг61, а присоединение частей переборок из АМг61 к стальным частям и к стальным днищевым, бортовым и палубным комингсам производилось заклепками из сплава марки АМг5П на изолирующих прокладках. Система набора - продольная. Корабль должен оставаться на плаву при затоплении двух любых смежных отсеков. Трехъярусная надстройка островного типа находится в средней части корпуса и выполнена из сплава АМг61 (кроме газоотбойников). Внутренние переборки также выполнены из АМг61, а для защиты от коррозии соединение легких выгородок со стальным корпусом выполнено на биметаллических вставках. Служебные и жилые помещения размещены в надстройке, на главной палубе и на двух (верхней и нижней) платформах. Рангоут представлен одной четырехногой фок-мачтой ферменного типа, выполненной из труб легкого сплава и более развитой на кораблях проекта 1234.1. На мачте размещены антенны радиотехнических устройств и связи, сигнальные фалы и ходовые огни, антенны радиолокационных станций. Высота леерных стоек не превышает 900 мм (районы 1-32шп. и 42-87 шп.). Кораблестроительные элементы МРК проекта 1234 шифр «Овод»Водоизмещение: Главные размерения: Энергетическая установкаГлавная энергетическая установка размещена в двух машинных отделениях (МО) - носовом и кормовом. В носовом МО размещены два главных двигателя М-507А, работающих на бортовые валы, а в кормовом - один двигатель М-507А, работающий на средний винт. Каждый из главных двигателей представляет собой два семиблочных (по 8 цилиндров в блоке) звездообразных 56-цилиндровых дизеля типа М-504Б, соединенных между собой через редуктор и работающих на свой гребной винт. По маркам ГОСТ двигатель М-507А обозначается, как 112ЧСПН 16/17, что расшифровывается, как: 112-цилиндровый, четырехтактный, судовой с реверс-муфтой, с редукторной передачей, с наддувом, с диаметром цилиндра 16 см и ходом поршня 17 см. При скорости вращения коленчатого вала 2000 об/мин, ресурс двигателя превышает 6000 ч. Масса двигателя М-507А составляет 17 т, мощность каждого двигателя - 10000 л.с. Дизели работают на три винта фиксированного шага (ВФШ), а гребные винты диаметром 2,5 м выступают ниже основной линии на 1350 мм. Скорость полного хода на МРК пр. 1234 шифр «Овод»Достигала 35 узлов, но некоторые корабли легко превышали этот показатель. Так МРК «Зарница» не раз показывал на учениях скорость полного хода 37-38 уз. Скорость экономического хода составляла 12 уз. Дальность плаванияПолным ходом в не превышала 415 миль. При крейсерской скорости в 18 узлов (боевой экономический ход) дальность плавания составляла 1600 миль. При плавании экономическим ходом дальность плавания увеличивалась до 4000 миль. Автономность плавания - 10 суток.Источники электроэнергииВ качестве источников электроэнергии на МРК установлены два дизель -генератора по 300 кВт (один ДГ-300 размещен в кормовом МО) и один дизель-генератор ДГР-75/1500 - на 100 кВт. В машинных отделениях размещены также: расходный топливный бак емкостью 650 л, расходный масляный бак емкостью 1600 л, термостат системы охлаждения ТС-70, и глушители ДГР-300/1500. Якорное устройство на МРК проекта 1234 шифр «Овод»Представлено якорно-швартовным электрогидравлическим шпилем ШЭГ-12 (пост управления размещен на волнорезе по левому борту), носовым якорем Холла весом 900 кг, якорной цепью с длиной в 200 м (цепь повышенной прочности с распорками, калибром 28 мм), цепными стопорами, палубным и якорным клюзами, цепным ящиком (расположен под платформой форпика). Шпиль ШЭГ-12 обеспечивает якорную стоянку на глубинах до 50 м с вытравливанием или выбиранием якоря и якорной цепи со скоростью 23 м/мин (при подходе якоря к клюзу скорость снижается до 5 м/мин). Пульт управления шпилем имеется также в ходовой рубке, а колонка ручного управления размещена на палубе у шпиля. Швартовное устройствоВ носовой части МРК применяется шпиль ШЭГ-12 со скоростью выборки троса около 20 н/мин (используются стальные тросы диаметром 23,5 мм) и тяговым усилием 3000кг. В корме корабля размещен швартовый шпиль ШЗ со скоростью выборки около Буксирное устройство корабляПредставлено кнехтом буксирным с тумбами диаметром 300 мм (расположен в диаметральной плоскости в районе 13-го шп), киповой планкой с роульсами в ДП (район 1-го шп), буксирным гаком в ДП (на корме у транца), буксирной дугой, буксирным капроновым канатом длиной 150 м (окружностью 100мм) и буксирной вьюшкой в форпике. Рулевое устройство МРКПредназначено для управления курсом корабля посредством электрогидравлической рулевой машины «Р-32» (с поршневым приводом для двух рулей) и системы управления "Питон-211". Двухцилиндровая рулевая машина комплектуется двумя электроприводными масляными насосами переменной производительности (основной - в ахтерпике, запасной - в румпельном отделении). Два пустотелых балансирных руля имеют обтекаемую форму (перо руля изготовлено из стали марки СХЛ-45). Предельный угол наибольшего поворота рулей от среднего положения на борт составляет 37,5 градусов. Время перекладки рулей на угол 70 градусов не превышает 15 сек. Впервые на кораблях этого класса предусмотрена работа двух рулей в режиме успокоителей качки. Спасательные устройстваНа крыше 1 яруса надстройки, за рубкой размещены 5 спасательных плотов ПСН-10М (на 10 человек каждый), имеются 4 спасательных круга (в районе 41 шп. на ходовой рубке и 1ярусе надстройки-71 шп. по обоим бортам). На каждого члена экипажа имеются индивидуальные спасательные жилеты ИСС. На первых МРК (в перегруз) применялся, в качестве спасательного средства, разъездной катер «Чирок» вместимостью на 5 человек, включая рулевого. На палубе, по левому борту (за газоотбойником),размещались две шлюпбалки типа ШбИ/ЯЛ-6. Ввиду того, что катер и шлюпбалки часто повреждались струей пламени при пусках ракет П-120, в конце 70-х г.г. они были демонтированы и более на кораблях этого проекта не применялись. Противопожарное оборудованиеНа МРК имелась система жидкостного пожаротушения ЖС-52 для ликвидации пожаров топлива и ГСМ в машинных отделениях с помощью хладона 114В2. Хладон является высокотоксичной бесцветной жидкостью с плотностью 2,18 г/см\ Его температура кипения не превышает 46 С, а температура замерзания - минус 112"С, реакция -нейтральная, химическое наименование: тетрафтор-ди-бромэтан. Поставлялся Кировочепецким заводом из Кировской области. Система имела два поста ручного управления (в каждом МО), два бака емкостью по 45 литров фреона и два 10литровых бака с воздухом высокого давления (ВД). Пуск в машинное отделение хладона осуществлялся вытеснением его сжатым воздухом под давлением 8 кгс/см:. Для тушения небольших пожаров воздушной пеной имелась система воздушно-пенного пожаротушения С0-500.В специальном резервуаре хранилось 50 литров пенообразователя ПО-1 (пеногон) и 10 л сжатого воздуха в баке. Смесь представляла собой 4 % пеногона и 96 % воды. Для обслуживания этих двух систем пожаротушения имелась система судового сжатого воздуха (давлением 150 кгс/см:). Маневренные элементы и мореходные качестваКорабли обладают хорошей поворотливостью: диаметр тактической циркуляции не превышает 30 длин корабля, время поворота на 360 градусов не превышает 200 с (угол перекладки руля - 25 градусов). Инерция: расстояние пробега до полной остановки с полного хода не превышает 75 длин корабля. Аварийная остановка - за 55 с. Управляемость на волне на носовых курсовых углах удовлетворительная. На кормовых курсовых углах происходит эффект «зализывания», корабль плохо слушается руля, большое рысканье по курсу, проявляется «валкость».На всех курсовых углах при волнении моря до 45 баллов заливаемость и забрызгиваемость палубы и надстроек незначительны, а заливаемость воздухозаборных шахт отсутствует, но на скоростях более 14 узлов брызги долетают до крыши ходовой рубки. Запас плавучести при стандартном водоизмещении достигает 1835 м3. Начальная поперечная метацентрическая высота -2,37 м. Коэффициент поперечной остойчивости - 812 тм. Момент кренящий -19,8 тм/град. Мореходность - 5 баллов. Экипаж и обитаемостьШтатная численность личного состава на малых ракетных кораблях пр.1234 составляла 60 человек, в том числе 9 офицеров и 14 старшин. На верхней платформе располагались три двухместных и две одноместных офицерских каюты в районе 33 - 41-го шп., одна шестиместная и две четырехместных старшинских каюты в районе 24 - 33-го шп., кубрик команды на 27 человек в районе 11-24 шп. На нижней платформе имелся кубрик команды на 10 человек в районе 11-19-го шп. Ударное ракетное оружие проекта 1234 шифр «Овод»Главным оружием «Оводов» стали шесть крылатых противокорабельных ракет П-120 «Малахит» (индекс 4К-85), размещенных побортно на верхней палубе в двух строенных не наводящихся стартовых контейнерных установках. Крылатая противокорабельная ракета П-120 «Малахит» (4К-85)Обычно в литературе приводятся следующие характеристики крылатой ракеты «Малахит»: Вес фугасно-кумулятивной боевой части - 500 кг, вес специальной БЧ (ядерной) - пока остается секретным. Зенитное ракетное оружие МРК проект 1234 шифр «Овод»Принципиальная схема ПУ "ЗиФ-122" и ее размещение Противовоздушная защита корабля с задачей уничтожения одиночных воздушных целей возлагалась на зенитный ракетный комплекс (ЗРК) самообороны «Оса-М», расположенный в носовой части корабля в позиции «А». Пуск ракеты 9М33 корабельного зенитного ракетного комплекса "Оса-М" Комплекс «Оса» обеспечивал поражение целей, летящих со скоростью 300 м/с. на высотах 200-5000 м и на дальности до 9000 м. Для целей, летящих на малых высотах (50-100 м), дальность поражения снижалась до 4000-6000 м. Для сверхзвуковых целей (скорость до 420 м/с) дальняя граница зоны поражения уменьшалась до 7100 м при высоте полета цели 200-5000 м. После схода с ПУ и автоматического (неуправляемого радиокомандами) начального участка полета, ракета «захватывается» станцией визирования ракет и выводится на цель. Система управления использует командный метод управления полетом по любому из трех методов: по воздушным, по низколетящим и по надводным целям. При приближении ракеты к цели подается команда для взведения радиовзрывателя и снятия последней ступени предохранителя. Радиовзрыватель начинает излучать радиомагнитные импульсы и при отражении сигнала от цели на определенном уровне происходит подрыв БЧ на дистанции не далее 15 м от цели. При пролете ракеты мимо цели она самоликвидируется или разрушается при ударе о воду. Для самостоятельного обнаружения цели в состав системы управления также включена и радиолокационная станция (РЛС) 4Р-33, обеспечивающая обнаружение воздушных целей на высотах до 4000 м и на дальности 25-30 км. Совмещение режимов обнаружения и захвата цели на сопровождение в одной системе позволило уменьшить время реакции комплекса на 6-8 с. ЗРК «Оса-М» испытывался на ОС-24 пр.ЗЗ (бывший КРЛ «Ворошилов» пр.26), а затем на головном «альбатросе» - «МПК-147» вплоть до 1971 г. и был принят на вооружение ВМФ в 1973 г. В 1975 г. начата модернизация комплекса под шифром «Оса-МА». Его испытания также проводились на «МПК-147» под Феодосией и в 1979 г. модифицированный ЗРК был принят на вооружение флота. Для повышения надежности в начале 80-х г.г. проводилась вторая модернизация комплекса с целью повышения эффективности поражения низколетящих противокорабельных ракет. Теперь ЗРК «Оса-МА-1» стал способен поражать цели, летящие на высоте до 5 м над уровнем моря. Тем не менее, следует отметить, что к началу XXI века ЗРК семейства «Оса-М» можно считать морально устаревшим и малоэффективным оружием, неспособным отразить одновременную атаку нескольких воздушных высокоскоростных целей или крылатых противокорабельных ракет и защитить корабль от поражения. Артиллерийское вооружение МРК проект 1234 шифр «Овод»На малых ракетных кораблях базового пр. 1234 «Овод» размещена только одна двуствольная башенная артиллерийская установка АУ АК-725 (в кормовой части корпуса). Технический проект установки был закончен еще 14 апреля 1958 г. (по ТТЗ от 30 ноября 1956 г.) и к весне 1960 г. прошел испытания головной опытный образец «ЗиФ-72» (ЗиФ - завод имени Фрунзе, он же завод № 7, он же - «Арсенал»). Первая АУ была испытана на МПК проекта 204 в районе Керчи к июлю 1964 г. Постановлением СМ № 443-177 от 23 мая 1964 г и приказом Министра Обороны (МО) СССР от 24 июля 1964 года установка «ЗиФ-72» принята на вооружение под индексом АК-725. Установка АК-725 оснащалась двумя модернизированными 57-мм автоматами «ЗиФ-74»(модернизация заключалась во введении ленточного питания и системы непрерывного охлаждения стволов забортной водой). Оба автомата размещались в одной люльке, а каждая лента боекомплекта включала по 550 звеньев с патронами и размещалась в бункере башни. Автоматика орудий работала за счет энергии отката. Башня установки небронирована и выполнена из дюралюминия толщиной 6 мм (для предотвращения отпотевания внутренняя её поверхность покрыта пенополиуретаном). Расчет - 2 человека.
Установки радиоэлектронной борьбыДля целей радиоэлектронной борьбы МРК оснащаются двумя-четырьмя пусковыми установками для постановки пассивных помех (дипольных отражателей) ПК-10 и двумя-четырьмя - ПК-16. ПУ ПК-16 (КЛ-101) представляет собой пакет с 16 направляющими трубами с консольным креплением на цапфе и вертикальной стенке. У нее имеется дистанционный (электрический) и ручной приводы открывания передней крышки и ручной привод вертикального наведения (в пределах от 0 до 60 с фиксированным положением пакета через каждые 10). Управление стрельбой осуществляется с помощью специального пульта, который обеспечивает автоматическую стрельбу со скорострельностью 2 выстрела в секунду (при любой заданной последовательности схода снарядов) и полуавтоматическую стрельбу одиночными снарядами. Расчет установки - один чело век. Вес ПУ составляет 400 кг, а вес выносного оборудования - 90 кг. Стрельба ведется 82-мм турбореактивными противорадиолокационными снарядами помех РУММ-82 (ТСП-60), которые состоят из ракетного двигателя и головной части в двух вариантах (с металлизированными дипольными отражателями и с ложными тепловыми целями). Ложные радиолокационные цели могут выставляться на дальностях от корабля в пределах от 0,5 до 3,5 км, а тепловые цели - на дальностях от 2 до 3,5 км при высотах от 100 до 1600 м. Полученные ложные цели эффективно действуют в диапазоне волн от 2 до 12 см в течение 5-10 мин. Снаряды тепловых помех создают ложные цели, эффективно действующие в диапазоне волн миной 2-5 мкм в течение 50-80 с. Вес снаряда ТСП-60 в зависимости от снаряжения составляет 8,76-8,92 кг, мина снаряда - 670 мм. Дальность полета - 3500 м. Радиотехническая комплексная система «Титанит»Обеспечивает активное и пассивное обнаружение целей, прием информации от авиационных систем воздушного наблюдения и пеленгования - система МРСЦ-1 (морская радиотехническая система целеуказания). Радиолокационный комплекс (РЛК) «Титанит» также обеспечивает выработку и выдачу целеуказания в КСУ, управление совместными боевыми действиями и обеспечивает решение навигационных задач. Комплекс может работать в пяти режимах: Система государственного опознаванияПредставлена одной РЛС - совмещенным запросчиком-ответчиком «Нихром-РРМ» с устройством 082М (ныне замененным на устройство 6730-5). РЛС «Нихром» позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Запросная антенна встроена в АП Д-03. Дополнительный запросчик «Никель-КМ» с устройством 082М встроен в антенный пост 4Р-33. Навигационная РЛС «Дон»Принята на вооружение в 1957 г., АП РЛС размещен на топе мачты, функционирует в диапазоне 3 см и способна обнаруживать воздушные цели на дистанции до 50 км, а надводные цели - до 25 км. Была установлена лишь на некоторых кораблях. Первоначально проектом не предусматривалось размещение на корабле специальных навигационных радиолокационных средств, для этих целей предполагалось использовать специальный канал РАК «Титанит». Но в процессе службы первых кораблей выявилась необходимость их наличия (в основном для обеспечения навигационной безопасности при выполнении задач боевой службы) и на МРК стали устанавливать любые подходящие, имеемые в наличии на флотах. РЛС радиотехнической разведки МРП-11-12 («Залив»).Антенный пост размещен перед рубкой. На МРК «Зарница» испытывалась опытная РЛС радиотехнической разведки «Ограда» (1975 г.), не получившая распространения, но имевшая станцию активных помех, заградительную шумовую, импульсную и комбинированные режимы работы. Инфракрасная аппаратура «Хмель-2»Ею укомплектовывались все МРК. Эта аппаратура позволяла осуществлять совместное плавание и скрытую связь в темное время суток, при полном затемнении кораблей, а также наблюдать и пеленговать инфракрасные огни. Время непрерывной работы - 20 ч, дальность пеленгования -20 каб, определение дистанции - до 4 каб. Система работает от сети постоянного тока 27 В. Средства радиосвязиРадиопередатчик Р-654-ПР, радиоприемники Р-6788 и «Волна-К», радиостанции Р-615М и Р-619-2 (две штуки). Имеется аппаратура ЗАС (4 вида) и трансляционная система П-400 «Каштан». Небезынтересно отметить, что аппаратура продолжала бы функционировать при взрыве атомной бомбы среднего калибра на дистанции не менее 4000 метров от эпицентра взрыва. Для защиты от оружия массового поражения (ЗОМП)предусмотрено создание четырех герметичных контуров, установка фильтров ФСМ-2000 в шахтах воздухоприема дизелей, наличие дозиметрической аппаратуры КДУ-5, КИД-6В, приборов химической и радиационной разведки ВПХР и КРГБ-1. Корабли укомплектованы фильтрующими противогазами по числу членов экипажа и 10 изолирующими противогазами, химкомплектами. Штурманское вооружениеПредставлено гирокурсоуказателем ГКУ-1, магнитным компасом КИ-13, лагом индукционным ЛИ-80,лагом гидродинамическим МГЛ-50,корабельным фазовым приемо-индикатором КПФ-4 (для несения боевой службы укомплектовывали приемо-индикатором импульснымКПИ-4) автопрокладчиком АП-ЗУ, эхолотом НЭЛ-7. Имеется размагничивающее устройство.
Командиры корабля МРК-7 «Бриз»: капитан 3 ранга Борис Иванович Завьялов 1969-1973 кап.-л-т Юрий Станиславович Гребенник 1985-1991 капитан 3 ранга Цара Бопуевич Гайтов 1973-1978 кап.-л-т Владимир Иванович Ходанов 1991 кап.-л-т Владимир Владимирович Харлов 1978-1980 кап.-л-т Юрий Владимирович Аршин 1991-1992 кап.-л-т Вячеслав Константинович Яворин 1980-1985.
Командиры корабля МРК «Вихрь»: Кап.З ранга Мачулин Феликс Францевич, кап.З ранга Пошивалов Николай Константинович, кап. л -т Ивантеев Дмитрий Федорович, кап.З ранга Яковлев Виктор Леонидович, кап.- л-т Остриков Алексей, кап.З ранга Рошинец Василий Иосифович, кап. л-т Тишин Владимир Николаевич, кап.З ранга Копоть Петр Михайлович. МРК «Волна»Четвертый корабль серии (заводской № С-54), ставший первым кораблем проекта 1234 , вступившим в состав КСФ. Заложен 27 сентября 1968 г. на Ленинградском Приморском ССЗ, зачислен в списки кораблей ВМФ 25 апреля 1970 г, спущен на воду 20 июля 1971 г. и 31 декабря 1971 г. вступил в строй. Первым командиром МРК был капитан 3 ранга Алексеев. В январе 1972 года корабль находится в Балтийске, устраняя недоделки и с 4 февраля 1972 года МРК «Волна» включен в состав ДКБФ под командованием капитан-лейтенанта Георгия Всеволодовича Черокова. Базировался с января 1974 года на Лиепаю. Переподчинен 24 апреля 1974 г. в состав КСФ и в мае 1974 г. перешел по внутренним водным путям в Белое море. Здесь Главком ВМФ проводил большое учение и показ новых кораблей и военной техники высшему военному командованию Вооруженных Сил СССР. МРК «Волна» базировался на пос.Гранитный. Прошел средний ремонт на СРЗ-177 в Усть-Двинске с 10 августа
МРК «Молния»Корабль с заводским номером С-59 был заложен на Ленинградским Приморском ССЗ 30 сентября 1971 года и 28 марта 1972 года зачислен в списки кораблей ВМФ под наименованием «Молния».Спуск на воду состоялся 27 августа 1973 года, подписание приемного акта состоялось 28 декабря 1973 года, а 7 февраля 1974 года корабль был включен в состав ДКБФ под командованием капитан-лейтенанта А.В. Бобракова. МРК «Молния» уже к концу 1974 года стал первым отличным кораблем в своем классе (с осени 1974 года кораблем командует капитан 3 ранга Виктор Полищанов). С января 1974 года МРК «Молния», «Волна» и «Град» прибыли к новому месту своего постоянного базирования - в Зимнюю гавань порта Лиепая. В 1983 и 1985 годах МРК «Молния» завоевывал приз ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке (в составе КУГ). Прошел средний ремонт с 21 октября 1987 года по 4 марта 1988 года на СРЗ-177 в Усть-Двинске под Ригой. С 26 июля 1992 года поднял Андреевский флаг. Корабль входил в состав 106-го дивизиона МРК (в/ч 72127) 76-й бригады БРК (в/ч 31062) и базировался на Лиепаю вместе с МРК «Град», «Шторм», «Пассат», «Радуга» и «Зыбь». После ухода Балтийского Флота из Прибалтики, корабли дивизиона перешли в Балтийск и были перечислены в состав 36-й Краснознаменной Ордена Нахимова 1 степени Бригады РКА (в/ч 20963) 12-й дивизии ракетных кораблей (в/ч 81348). МРК «Молния» (бортовой № 595) исключен из состава ВМФ и разобран на металлолом. Известные бортовые номера: 558, 595.
Командиры корабля МРК «Заря»: капитан 3 ранга Григорий Алексеевич Юрьев 1976-1982 старший лейтенант Юрий Иванович Коробко 1990-1993 капитан-лейтенант Алексей Алексеевич Рыбалочка 1982-1983 старший лейтенант Игорь Анатольевич Сабадаха 1993-199 капитан-лейтенант Сергей Анатольевич Чернов 1983-1990 МРК «Тайфун»Корпус второго МРК дальневосточной постройки был заложен во Владивостоке 10 мая 1977 г. и 5 июня зачислен в списки кораблей ВМФ СССР. Спуск «Тайфуна» (заводской № С-1002) на воду состоялся 14 августа 1979 г. и 30 декабря корабль вступил в строй, а 12 января 1980 г. был включен в состав КТОФ. С декабря 1979г. по апрель 1984г. корабль входил в состав 165 БрКА Приморской флотилии КТОФ и находился в бухте Большой Улисс г. Владивосток. С 9 апреля 1984 г. переподчинен КамФлРС КТОФ. «Тайфун» был первым малым ракетным кораблем в составе 66-го (с 1990г. отдельного) дивизиона МРК, куда входил с 29.07. 84 по 1.12.1995г.г. МРК «Тайфун» оказался единственным кораблем Командиры корабля МРК «Тайфун»: Кап.-л-т Александр Станиславович Соболевский 1979-1982 кап.-л-т Игорь Вячеславович Березовский 1986-1988 Кап.-л-т Владимир Васильевич Филиппов 1982-1984 кап.-л-т Валерий Константинович Кассап 1988-1994 Кап. 3 ранга Павел Максимович Чучулин 1984-1985 кап.-л-т Сергей Иванович Кузнецов 1994-1995 Кап. 3 ранга Александр Павлович Кузьмин 1985-1986
Гибель МРК «Муссон»16 апреля 1987 года «Муссон», находясь на флотских учениях, был поражён учебной ракетой-мишенью РМ-15М, запущенной с ракетного катера Р-42 с расстояния 21 км (средствами самообороны корабля ракету-мишень отразить не удалось). Ракета пронзила левый борт надстройки «Муссона» в районе радиорубки; горючее и окислитель, смешавшись при разрушении ракеты, воспламенились.
МРК «Шторм»Зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 4 июня 1973 года и 20 октября заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ. Спущен на воду 3 марта 1975 года, 15 июня 1975 года вступил в строй Укомплектован черноморским экипажем и первоначально предназначался для службы на КЧФ, но 21 июля включен в состав ДКБФ. Завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ) в 1983,1985 и 1987 годах. Поднятие Андреевского флага - 26 июля 1992 года. С 3 марта 1993 встал для проведения капитального ремонта к причалу СРЗ-ЗЗ в Балтийске, но так и не завершил его в связи с отсутствием финансирования. Исключен 16 марта 1998 года из состава ВМФ РФ и передан в ОРВИ БФ для разоружения, демонтажа и реализации, а 1 мая 1998 года - расформирован. Куплен ЗАО «Литан» для разделки на металлолом. Известные бортовые номера: 902,577.
Мостроен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 24 мая 1977г., и вступил в строй 31 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ). Согласно информации, распространённой Министерством обороны России, в ноябре 2017 года на воду будет спущен первый серийный малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800 «Каракурт». При этом головной корабль, получивший название «Ураган», уже спущен на воду, и, согласно планам, будет передан Балтийскому флоту ВМФ России в 2018 году, тогда же российские вооружённые силы должны получить и первый серийный корабль, названный «Тайфун». В чём особенности малых ракетных кораблей, сколько и когда ВМФ России их получит и к чему это приведёт? Серийное производство МРК в России освоено на высоком уровне На сегодняшний день в России строятся два типа МРК - проекта 21631 «Буян-М» и проекта 22800 «Каракурт». «Буяны-М» начали строить в 2010 году, с тех пор три корабля этого типа получила Краснознамённая Каспийская флотилия, а два - Балтийский флот. До 2020 года будут построены ещё семь изделий этого проекта (четыре для Черноморского флота, три для Балтийского флота). Корабли этого проекта отличают небольшие габариты, водоизмещение и осадка (всего 2,6 метра), позволяющие ходить в том числе и по многим рекам. Как следствие их мореходность несколько ограничена и позволяет использовать «Буяны» лишь вблизи от берега. Основным вооружением корабля являются восемь крылатых ракет «Калибр», установленные в вертикальные ячейки универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) 3С14, а для самообороны имеется 100-мм орудие А190 «Универсал», 30-мм автоматическое зенитное орудие АК-630М-2 «Дуэт» и т.п. За семь лет ВМФ России получили пять МРК этого типа, за следующие три года планируется отправить флоту ещё семь, что говорит о заметном повышении темпов строительства и хорошем освоении технологии производства. Все корабли строились и будут строиться на «Зеленодольском заводе имени A. M. Горького» (Татарстан). МРК проекта 22800 «Каракурт» начали строить позже - первые два корабля были заложены в декабре 2015 года, и, как мы уже отметили, пока достраиваются. Всего же к 2022 году должна быть построена серия из восемнадцати кораблей, при этом на двенадцать из них уже подписаны контракты, а восемь строятся. Этот тип МРК строят сразу несколько верфей - «Ленинградский судостроительный завод Пелла» (площадки в Феодосии и Отрадном), «Зеленодольский завод имени А. М. Горького», в 2018 году планируется подписание контракта на постройку шести «Каракуртов» на «Амурском судостроительном заводе». Таким образом, за семь лет планируется построить восемнадцать МРК этого типа, со средним темпом 2,5 корабля в год. Если такие планы удастся реализовать (предпосылки для этого есть, так как имеется опыт постройки «Буянов-М»), то можно будет с уверенностью сказать, что МРК будет единственным типом надводных кораблей, несущих стратегические крылатые ракеты, которые Россия может строить быстро и в таком большом количестве. В отличие от «Буяна-М», МРК типа «Каракурт» имеет заметно более высокую мореходность, в том числе за счёт большей осадки (4 метра). Главное вооружение кораблей этого типа такое же, как у проекта 21631, - восемь крылатых ракет «Калибр» или противокорабельных ракет «Оникс», установленных в УКСК 3С14. Начиная с третьего корабля серии, «Каракурты» начнут получать достаточно серьёзную систему противовоздушной обороны - зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М», которая ещё больше повысит возможности корабля действовать вдали от своих берегов. МРК позволяют развёртывать стратегические крылатые ракеты, не нарушая договор о ликвидации РСМД Военная операция России в Сирии позволила неоднократно продемонстрировать возможность поражать цели с помощью крылатых ракет 3М-14 «Калибр» из акватории Каспийского моря, на дальностях около 1500 км. По имеющимся данным, эта крылатая ракета в ядерном оснащении способна преодолеть около 2600 км, а в конвенциональном - не менее 2000 км. Фактически это позволяет поражать цели на большей части территории Европы, не разворачивая крылатых ракет наземного базирования с дальностью полёта более 500 км, в нарушение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Это позволит ответить на вызовы, связанные с развёртыванием большого количества сил НАТО у российских границ, при этом не выходя в одностороннем порядке из договора с США. Учитывая трудности со строительством надводных кораблей, размером больше МРК и корветов (по западной классификации малые ракетные корабли тоже относятся к ним), постройка ещё большего количества «Каракуртов» и «Буянов-М» может быть наиболее оптимальным решением при сегодняшних возможностях российского военного кораблестроения, тогда как за большие серии более серьёзных типов кораблей надо браться с другим финансированием и другими возможностями промышленности. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Типовой договор на оказание услуг
- Курс, семинар, тренинг Отдел снабжения: эффективная работа с поставщиками Основные программы и направления тренингов
- Как заполнить заявление на регистрацию ИП по форме Р21001
- Тайное становится явным Драгунский денискины рассказы тайное становится явным
- Пути совершенствования контроля качества продукции Методические основы анализа организаций технического контроля качества на предприятии
- Программа сменный график работы
- Как уволить сотрудника в программе 1с 8
- Мамут александр леонидович Александр мамут
- Оценка влияния факторов на производительность труда
- Понятие качества и эффективности управленческого решения Вопросы аля обсуждения