Реклама

Главная - Психология
Народные промыслы как творческий потенциал народов северного урала. Народные промыслы свердловской области Какие народные промыслы имеются на урале

Бурачный промысел

  • Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнесалдинском краеведческом музее можно увидеть самую большое собрание бураков.

Льняное производство

  • Ткачество и шитье из льна развивалось в поселениях на месте современного Алапаевского района. Лен выращивали повсеместно, это одна из важнейших сельскохозяйственных культур региона. Народный промысел стал основой для развития легкой промышленности и появления льняных фабрик в Свердловской области.

Сундучный промысел

  • Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

Производство самоваров

  • Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

Художественное литье

  • Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала.

Лаковая роспись по металлу

  • Родина этого промысла – Нижний Тагил. Искусство лаковой росписи сформировалось в XIX веке, за годы существования оно не только успешно развилось, но и поставлено на промышленные рельсы.

Резьба по камню

  • Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях.

Производство фарфора

  • Налажено в 1960 в городе Сысерть. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора.

Колокольное производство

  • Завод «Пятков и Ко» основан в 1991 году в городе Каменск-Уральском и является первым в России частным предприятием по колокольному литью. С 2005 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, который ежегодно собирает тысячи слушателей.


3 Все началось в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков поставил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место для основания завода было выбрано не случайно: Урал богат чугуном, а качество местных формовочных песков - уникально, к тому же в достатке имелась древесина для производства угля.


4 К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии. К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии.


Годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды - Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др годы стали годами рассвета чугунного художественного литья. Впервые Каслинский завод был удостоен золотой награды - Малой золотой медали Вольно-Экономического общества в 1860 году. Далее последовали выставки в Санкт-Петербурге, Париже, Лондоне и др.


6 Особым историческим событием для Каслинского завода является Всемирная выставка прикладного искусства в Париже в 1900 году. Каслинские мастера отлили громадный чугунный павильон-дворец в византийском стиле по проекту Е.Баумгартена, поразивший заграницу сказочностью замысла и дерзостью воплощения.


7 Украшающая вход в павильон скульптура Н.Лаверецкого "Россия", изображающая женщину-воина, с достоинством и уверенностью в своих силах оберегающую мир, готовую к своей победе, стала его важнейшим элементом. Этот павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду - "Гран- при". Конечно же, после этого появилось множество желающих купить его. Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и статую "Россия". В свою очередь, русские доверенные лица, уполномоченные провести сделку, согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного: они отказались продать "Россию" - ту самую скульптуру, что символизировала русскую державу. "Россия" не продается!" - эта фраза решила исход дела. Сделка не состоялась, и статуя, как и весь павильон, вернулась на Родину.


8 Литейные традиции и особая техника не утрачены и сейчас, бесценный опыт, передаваемый из поколения в поколение, позволяет современным мастерам создавать великолепнейшие образцы. Литейные традиции и особая техника не утрачены и сейчас, бесценный опыт, передаваемый из поколения в поколение, позволяет современным мастерам создавать великолепнейшие образцы. Ассортимент изделий из чугунного литья необычайно разнообразен. Ассортимент изделий из чугунного литья необычайно разнообразен.




10 "Баран" "Кони на воле" "Девушка, идущая по бревну" "Конь" «Суворов»


11 "Дон Кихот""Геркулес" «Три богатыря"






15 Юрий Долгорукий Автор скульптуры С.М. Орлов Майя Плисецкая Автор Е.Янсон-Манизер Старуха с прялкой. По модели В.Ф. Торокина, 1890 г.


18 Если Вы испытываете затруднения по поводу подарка, допустим, Вашего начальника или коллеги, то скульптура из Касли будет самым достойным презентом. Каслинское литье является неотъемлемым атрибутом русского культурного наследия, оно востребовано постоянно. Сейчас принято украшать кабинеты, офисы изящными скульптурами из металла. Ценность их определяет вовсе не материал, из которого они изготовлены, а то мастерство, благодаря которому и удается воплотить в жизнь самые смелые замыслы творца.


19 Для презентации использованы: -Интернет-ресурсы Гилодо А. "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования", ноябрь-декабрь Каслинское художественное литьё. Набор открыток, М., Пешкова И.М. «Искусство каслинских мастеров», Челябинск, 2005.





Введение

1 ЮЖНЫЙ УРАЛ

1.1 Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения Южного Урала

1.2 Уральская домовая роспись

1.3 Камнерезное искусство Урала

1.4 Уральское чугунное литьё

1.5 Гончарство и глиняная игрушка

2 ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

2.1 Каслинское литьё

2.2 Златоустовская гравюра на стали

2.3 Художественная обработка меди

3 ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

3.1 Пуховый платок

4 БАШКОРТОСТАН

4.1 Резьба по дереву, посуда из дерева, веретённые изделия

4.2 Хлопчатобумажные комбинаты

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

АЛЬБОМ ПРИЛОЖЕНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ЮЖНЫЙ УРАЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ В. ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. БАШКОРТОСТАН


ВВЕДЕНИЕ

Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства. Народное искусство поражает двумя особенностями (наряду с другими): всеохватностью и единством. «Всеохватность» - это пронизанность всего, что выходит из рук и уст человека, художественным началом. Единство - это, прежде всего единство стиля, народного вкуса» (Д.С. Лихачёв). Народное декоративно-прикладное искусство - одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Определение понятий «промысел», «ремесло» в специальной литературе остается дискуссионным. Условно под ремеслом подразумевается мелкое ручное производство меновых ценностей. Ремесло преобладало до появления крупной машинной индустрии, частично сохранилось наряду с ней до настоящего времени. Условность ручного способа производства как основой признака ремесла, закрепленного «Уставом о промышленности фабричной и заводской» 1893, проявляется при сопоставлении ремесленных заведений с фабричным: «Мануфактуры, фабрики и заводы отличаются от ремесел тем, что имеют в большом виде заведения и машины; у ремесленников же нет их, кроме ручных машин и инструментов».

Бесспорным остается определение ремесла как профессиональные занятия, для которого характерны: мастерство ремесленника, позволяющее производить высококачественные, а часто и высокохудожественные изделия; мелкий характер производства; применения простых орудий труда.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов Южного Урала любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.

Еще до середины 20 века в России были востребованы в жизни различные виды традиционных ремесел, такие как гончарство, ткачество, кузнечное дело и многие другие. В крестьянском и отчасти в городском быту продолжала существовать жизненная потребность в глиняных сосудах или тканых дорожках, пока на смену им не пришла фабрично-заводская продукция из новых материалов. Сегодня носителей, хранителей и творцов народной художественной культуры остается все меньше, особенно в сфере прикладного творчества.

Большое значение в развитии промыслов, а затем и в изучении их состояния, имели Всероссийские художественно-промышленные выставки, устраиваемые в крупных российских городах: Москве (1831), Санкт-Петербурге (1829, 1870, 1902 и далее), Нижнем Новгороде (1896), Казане, Екатеринбурге (1887), а также участие русских кустарей в заграничных ярмарках и всемирных выставках в Париже (1900, 1904), Лейпциге (1907 и др.). В изучении развития фабрично-заводской и кустарной промышленности Южного Урала важное значение имеют исследования М.Д. Машина. Ученый, опираясь на документальные материалы, показывает уровни и объемы развития мелкотоварной промышленности и интересующих нас ремесел по обработке волокнистого сырья (ткацкое), дерева, бересты, металла. Основные тенденции развития кустарной промышленности Урала различных периодов изучались также историками А.А. Кандрашенковым, П.А. Вагиной, Л.В. Ольховой. Вопрос влияния мелкотоварной промышленности Урала на декоративно-прикладное искусство края второй половины 19 начала 20 века ставит и освещает в научных статьях Л.Б. Алимова.

Центральной темой исследований Б.В. Павловского явилось декоративно-прикладное искусство промышленного характера (чугунное литье, камнерезное искусство, художественная обработка оружия, изделия из меди, роспись металлических изделий, фаянс, фарфор).

Целью данной работы для меня являлось изучение художественных промыслов и деятельность предприятий занимающихся выпуском изделий художественных промыслов по Южному Уралу, их развития и размещения на территориях: Челябинской, Оренбургской областях и Башкортостане. Для этого ставятся следующие задачи:

1) изучить систему формирования центров художественных ремесел на Южном Урале,

2) вследствие чего произошло формирование тех, или иных центров художественных ремесел на Южном Урале, Оренбургской, Челябинской областях и Башкортостане,

3) составить несколько альбомов – приложений, состоящих из наиболее важных иллюстраций различных видов художественных ремесел.

1.1 Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в первобытном обществе могла быть только коллективной. Разделение труда осуществлялось только на труд мужской (война, охота) и труд женский (приготовление пищи, изготовление одежды, ведение домашнего хозяйства); в то время даже керамическое производство было домашним женским делом. Необходимость совместного труда обусловила общую собственность на орудия труда, на землю, на продукты производства. Имущественного неравенства еще не было.

Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты.

Эта нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.

Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь.

Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В 9–10 вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы - декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

В древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и так далее.

Ремесленники Древней Руси в основном выполняли изделия на заказ. По своему социальному положению они входили в различные группы населения. В городах уже работали свободные мастера: иконописцы, златокузнецы, чеканщики, кузнецы, игрушечники и другие. Вместе с тем на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера-холопы. В монастырях также работали ремесленники. Следует отметить, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково. Были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарное дело.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество в частности, «бранное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое прялочное дело».

Когда говорят <<народные промыслы>>, сразу представляется русская изба. Вечер, летняя страда окончена, и хозяева занимаются лёгкими, на крестьянский взгляд, делами – плетут кружева, расписывают прялки, лепят свистульки, разрисовывают деревянные ложки…

Фото 2 . Историческая ограда калинского литья. Москва.

Фото 1. Изделия с элементами каслинского литья

Но уральские народные промыслы – это не то, что можно делать зимними вечерами в избе. Литьё из чугуна! Основой жизни на Урале был Завод – и народные промыслы расцветали при заводах. Например, знаменитое каслинское литьё. Сначала из чугуна лили пушки, потом научились делать красивые ажурные решётки для домов, мостов, каминов (чугунный камин весил 36 пудов) (фото 1), (фото 2). Их отправляли в Москву на продажу, а в 1830 – 40-х годах вошли в моду чугунные ажурные браслеты невероятной красоты и тонкости.

Фото 6.Подсвечник. Каслинский завод. 1997 год

Фото 7. Каслинское литье -художественные изделияВ конце ХIХ века Каслинский чугунный завод делал

В конце ХIХ века Каслинский чугунный завод делал вазы, пепельницы, чернильницы, статуэтки… (фото 3, 4, 5, 6, 7)

А в 1900 году на Всемирной выставке в Париже ажурный чугунный павильон из неизвестного в Европе города Касли получил высшую награду, вызвав всеобщий восторг (фото 8).

Фото 9. Поднос. Нижний Тагил, 1850-1860-е гг. Железо, ковка

Фото 10. Поднос Свадьба Петра 1.1874 год

Ещё один шедевр уральского ремесла – нижнетагильский лаковый поднос . (фото 9, 10,).

Тагильский поднос известен с 1747 г. Получил признание благодаря лаковой живописи по металлу. С середины XIX века подносы стали коваться из одного листа с просечными ручками. Расписывались фруктами, растительными и цветочными узорами, особенно сказочным цветком — «тагильской розой» на фоне, имитировавшем малахит или дерево.

Уникальная техника лаковой росписи была придумана отнюдь не под Москвой, а на уральских заводах купцов Демидовых, в Нижнем Тагиле. Крепостной Худояров изобрел «хрустальный» лак, который «на железе, меди и дереве ни мало не трескается». Особая техника росписи развивалась в Тагиле с конца XVIII века, затем ее освоили и в других мастерских - очень уж всем нравились эти нарядные подносы с красивыми букетами цветов!

Чем же нижнетагильский поднос отличался от других, например, жостовских?

Во-первых, росписью. В Жостове и других местах каждую краску клали отдельно. А тагильский мастер набирал на кисть сразу несколько красок – и одним мазком рисовал лепесток разных оттенков.

Фото 11. Поднос

Во-вторых, удивительным хрустальным лаком, который изобрёл нижнетагильский крепостной Демидовых Андрей Степанович Худояров. Совершенно прозрачный, он не процарапывался ножом, не коробился в огне, не травился кислотой; на покрытые этим лаком изделия можно было ставить горячий самовар и проливать кипяток… Рецепт этого лака мастерами хранился в тайне. Сейчас в Нижнем Тагиле тоже делают подносы, но лак на них похуже качеством – секрет хрустального лака утерян (фото 11).

Фото 12. Отличие клинков с Урала — Металл самого высокого качества

Фото 13. И. Бушуев. Сабля. 1824 год. Златоуст.

И ещё одну вещь делали на Урале так, как нигде в мире: узорчатые клинки (фото 12). Вообще-то орнаменты гравировали на холодном оружии давно и в разных местностях Европы и Азии, но не на Урале XVII – XVIII веков – там отливали чугунные пушки и не мечтали о драгоценных клинках. Но в 1815 году, после победы над Наполеоном, к русскому офицерству стали относиться не так, как до войны. И в столице решили: должны быть у нас собственные украшенные клинки. Сначала выписали мастеров из Германии, потом и сами придумали новый способ гравировки клинка. Немецкие мастера покрывали всю поверхность клинка киноварью и на ней процарапывали рисунок. После того как изделие протравили кислотой, поверхность клинка оставалась блестящей, а рисунок – матовым. Златоустовцы поступали по-другому: наносили киноварью рисунок, а вытравляли весь клинок. Рисовать киноварью было легче, чем процарапывать, рисунки можно делать более сложные и красивые. И появились на златоустовских саблях многофигурные картины, сцены сражений – древних и современных (фото 13).

Например, на сабле «Бородинское сражение» красовались развёрнутая панорама баталии и фрагмент конного сражения, а на украшениях были перекрещенные сабли, копья, ножи, лавровые венки, барабаны, кивера…

Фото 14. Ножи охотничьи г. Златоуст

Фото 15. Клинок с крылатым конем

На охотничьих ножах изображали сцены охоты на медведя и кабана (фото 14). Такого не делали нигде в мире. Время сохранило для нас имена многих оружейников, самым прославленным из которых был Иван Николаевич Бушуев по прозвищу Иванко-Крылатко – за то, что любил рисовать на клинках крылатых коней (фото 15). Так и озаглавлен бажовский сказ о нём.

Фото 16. Рыцарские Доспехи. Шлем

Последняя работа Бушуева – доспехи, для Александра II. (фото 16, 17).

Однако Александр ни разу их не надевал,

Дело в том, что мастера работали над доспехами 4 года, за это время наследник престола вырос, и вооружения ему оказались малы. Эта работа уникальна тем, что нигде в мире рыцарские доспехи, предназначенные для боя, не украшались.

Доспехи украшены гравюрами, воронением и золотом и серебром: на нагруднике изображение Медузы Горгоны, а на шлеме мастера разместили изображение Сфинкса.

За работу Николай Первый щедро наградил златоустовских мастеров. «Николай Первый отблагодарил мастеров по- императорски. Он подарил им на всех 3 тысячи рублей, большие деньги по тем временам. При этом стоимость самих доспехов тогда мастера оценили в 1643 рубля.

Хуснутдинова Есения

Исследовательская работа. Содержание: введение, народные промыслы и ремесла челябинской области, народные промыслы и ремесла поселка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Проект

«Уральские промыслы»

2018 год

Стр.

Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Народные промыслы и ремесла Челябинской области……………..8

1.1 Каслинское литьё…………………………………………………………

1.2 Камнерезное искусство……………………………………………………

1.3 Гончарное дело………………………………………………………………

1.4 Пимокатное дело…………………………………………………………..

1.5 Бондарное дело………………………………………………………………

Глава 2 . Народные промыслы и ремесла поселка Муслюмово.…………….10

2.1 Ручная вышивка, лоскутное шитье, вязание……………………………..

2.2 Пчеловодство……………………………………………………………….

Выводы…………………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………. 19

Список литературы…………………………………………………………… 20

Приложение……………………………………………………………........... 21

Введение

Испокон веков славилась земля наша своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Издавна занимались люди промыслами - занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни крестьянской семьи .

Промыслы, по характеру своей деятельности можно подразделить на те, в которых производится что-либо и те, в которых добывается что-либо, созданное природой. Производственные промыслы обыкновенно называются ремёслами, а вторые зовутся либо «добычей» либо, в каждом конкретном случае имеют своё специфическое название.

Слово «ремесло» произошло от слова «ремес»- плотник. Это слово обозначает и обозначало разные виды работы, по преимуществу ручной.

В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда» .

Ремесло – это умение что-то изготовлять. «Ремесло за плечами не виснет» - говорили предки, подчёркивая первозначимость умения перед материальной его завершённостью, умения перед вещью.

Наличие и своеобразие ремесла зависело от местности, в которой проживал человек.

Чтобы заполнить пробелы в знании промыслов, я и начала свою проектную работу по изучению промыслов Челябинской области и поселка Муслюмово.

Актуальность выбранной темы

Человек должен знать историю, традиции и обычаи того места, где он живет. А чтобы их знания и умения не затерялись во времени, им нужны ученики-продолжатели их ремесла. Знакомясь с творчеством мастеров, мы становимся человечнее, добрее, потому что в их работах слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. И вся эта красота – это опыт мудрого, трудолюбивого народа.

Цель: знакомство с народными промыслами Челябинской области и поселка Муслюмово

Задачи исследования :

Собрать материал о промыслах Челябинской области и поселка Муслюмово;

Выявить мастеров поселка Муслюмово, занимающихся промыслами и ремеслами;

Систематизировать и обобщить материал о них;

Гипотеза – если мы будем изучать историю своей малой родины, её культуру, обычаи и традиции, в том числе промыслы, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение, будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом, и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.

Предмет исследования – промыслы и ремёсла Челябинской области, поселка Муслюмово.

Формы и методы работы - обзор периодических изданий, краеведческих источников литературы, поход в районную библиотеку, беседа с мастерами – умельцами.

Значимость и прикладная ценность работы - данная работа может использоваться на классном часе в школе.

Глава 1. Промыслы Челябинской области

1.1 Каслинское литьё

Недалеко от города Снежинска расположен один из старейших городов Южного Урала - Касли. Этот небольшой городок знаменит во всем мире благодаря своим изделиям, созданным по технологии чугунного литья.

В 1747 году на берегу озера Касли, среди уральских лесов тульский купец Яков Коробков поставил Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Место для него было выбрано удачно: Урал богат чугуном, а качество местных формовочных песков - уникально, к тому же в достатке имелась древесина для производства угля.

В 1752 году Каслинский завод перекупил Н. Демидов - владелец многих заводов на Урале и в Сибири. К тому времени завод выплавлял чугун, который переделывался в сошниковое, полосовое и кусковое железо. На Каслинском заводе изготовляли и отправляли в Центр России пушки и ядра. Демидовское железо имело свою марку - двух соболей, стоящих на задних лапках. Оно было самого высокого качества в мире!

Следующий владелец заводов вольный купец I гильдии Лев Расторгуев, еще более упрочил славу самобытных изделий. Начиная с 1809 года, он и его наследники привлекают в свои цеха талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Тогда же были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств М.Канаев и Н.Бах, организовавшие заводскую художественную школу, которая позже своими талантливыми работами подняла ремесло до уровня искусства.

В 1823 году на Каслинском заводе появился новый управляющий Григорий Федорович Зотов. Именно с деятельностью Г. Ф. Зотова на Каслинском заводе связано становление художественного литья. Зотов первым внедрил в 1824 году на Каслинском заводе немецкую технологию художественного литья. В качестве первых образцов каслинцы использовали немецкие отливки, привезенные Г. Ф. Зотовым из Берлина, а также художественное литье бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода. 1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья.

В первой трети XIX века на многих металлургических заводах России осваивали художественное литье из чугуна. Но к середине века, в связи с новыми производственными и экономическими отношениями, а также отсутствием заказов на архитектурное литье, предприятия прекращают специальный выпуск художественных изделий из чугуна. Однако Каслинский завод не только не прекратил, но и увеличил выпуск продукции, расширяя при этом производство. Предприятие переориентировалось на изготовление так называемого «кабинетного» или камерного литья. Также мастера научились делать изумительной красоты шкатулки, вазы, торшеры, ажурные подносы, тарелки, скульптуры. Эти вещи были изготовлены очень изящно. Трудно было поверить в то, что они сделаны из чугуна.

Нельзя забывать и о бытовом литье, предназначенном не только для украшения быта, но и для практического использования в житейском обиходе. Пепельницы, коробочки, подсвечники, вазы и другие предметы, которые часто встречаешь в квартирах - все это произведения искусства, в них много своеобразной прелести, выдумки, блестящего технического совершенства .

1.2 Камнерезное искусство

В первой четверти 18 века на Урале уже работали камнерезы- самоучки, в помощь которым приглашали европейских специалистов. До рубежа 18-19 вв. в камнеобрабатывающей промышленности не было никаких механизмов и всю обработку вели вручную. Молоток, долото, напильники - были основными инструментами мастера - каменщика Обработанные черновые изделия шлифовали тяжелыми чугунными гладилками, После шлифовки каменное изделие подвергали полировке. Перед полировкой все трещины и поры в камне, оставшиеся после обработки, тщательно заделывали подобранной под цвет камня мастикой; камень промывали водой и протирали тряпкой. Для того чтобы придать готовому изделию зеркальный блеск, его посыпали полировальным порошком.

Основные центры камнерезного искусства- город Челябинск, Златоуст, Миасс .

1.3 Гончарное дело


Гончарное ремесло на Урале имеет не столь долгую, но не менее самобытную историю. Оно развивалось в различных хозяйственных формах и культурных средах, отвечало потребностям различных социальных групп, возникая повсеместно, где удавалось найти подходящие по качеству глины. Технологический цикл гончарного производства весьма простой: добыча и подготовка глины, выделка изделий на гончарном круге и вручную, сушка, обжиг. Сбывали гончарные изделия на ярмарках: Ирбитской, Шадринской, Челябинской, Камышловской, Тюменской. Во всех местных центрах ассортимент производимых изделий был разнообразен: крынки, корчаги, горшки, чашки, маслёнки, латки. Уральской глиняной посуде были присущи широкий в диаметре верх, отсутствие узкой горловины, линейный, волнистый и налепной кольцевой орнамент. Можно констатировать, что на Урале существует основательная традиция керамического искусства, зафиксированы и описаны разнообразные центры керамического производства, отличающиеся как технологическими приемами, так и обликом и составом продукции .

1.4 Пимокатное дело

Село Бродокалмак славится сапоговаляльным цехом. Производству валенок в Бродокалмаке больше ста лет.

Во времена перестройки бродокалмакский сапоговаляльный цех пришел в полный упадок. В 2002 году образовалось предприятие «Феникс», выпускающее 250 пар валенок в месяц.

Пимокатное дело Бродокалмака широко известно за его пределами было еще в 19-20 веке, и в настоящее время этим ремеслом продолжают заниматься. В конце 19 - начале 20вв. в с. Бродокалмак овец держали почти в каждом хозяйстве. Стригли овец весной, т.к. весенняя шерсть более прочная, длинная, жирная. Шерсть осенней стрижки использовали мало, т.к. связанные из неё вещи при носке сильно скатывались. Из «осенины» катали валенки. После того как овец остригли, руно расстилали на пологе, сушили на солнце, затем сразу перебирали от репья и мусора, т. к., если репей высохнет то потом его сложно убрать. Перебранную шерсть складывали в мешки или корзины и подвешивали в чулан для дальнейшей просушки.

Первый этап производства – механизированный, но тяжелый, потому что пыльный и шумный. Шерстобитная машина шерсть разбивает, удаляя грязные элементы.

Так вот добытая в трудах и взбитая шерстяная масса небольшими клочками укладывается в чесальную машину, состоящую из множества валов с тонкими иголками. Пропущенная через тысячи иголок шерсть тонким, мягким, как паутинка, полотном наматывается на исходный большой вал без иголок, с которого легко снимается, взвешивается и отправляется под пресс. Формируются заготовки – шерстяные пласты для будущих валенок.

Сросчицы, сращивают шерсть и делают непосредственно валенки.

Завершающий этап производства состоит из множества операций: сначала огромные пимы прокатывают в катальной машине, после чего они становятся плоскими. На ночь замачивают в кислотном растворе для придания обуви необходимой твердости. Потом валенки стирают в горячей воде. Распаренные валенки вытягивают на специальной машине, а для придания формы вставляют в них колодки и приборы. Мокрые валенки с колодками и приборами внутри сушат в печи двое суток при температуре 80-100 градусов. Затем формы вынимают, а готовые русские сапоги маркируют и отправляют на склад. Технологический процесс изготовления каждой пары валенок занимает четыре рабочих дня. Вроде бы процесс завершен, но есть в пимокатном цехе одно новшество. Часть готовой продукции до продажи попадает к вышивальщицам .


1.5 Бондарное дело

В старину секреты бондарного промысла передавались от отца к сыну. Пользовался народ деревянными бочками, разнообразной посудой для дома и хозяйства повсеместно, и были они в каждом доме.

Изготовление кадка начинается с заготовка клепок, тех дощечек, из которых собираются стенки и дно изделия. Когда-то их заготавливали прямо в местах рубки деревьев. И мастера с помощниками кололи прямо на делянках пеньки на заготовки клепок. Сейчас используют пиленые доски.

После того, как клепки подогнаны по кругу одна к другой, их собирают на "рабочий" обруч, который впоследствии снимут и заменят на постоянные.

Затем стенки кадки строгаются изнутри особым рубанком - горбуном, имеющим выпуклый нож и скругленную подошву для придания дереву нужной внутренней окружности. На одну ведерную кадку может пойти от трех до пяти обручей. Когда готовые обручи нагнали на заготовку кадки, готовится дно и вставляется в особый паз, называющийся утор .

Глава 2. Народные промыслы и ремесла поселка Муслюмово.

2.1Ручная вышивка, лоскутное шитье, вязание.

Искусство вышивания насчитывает века. «Находки археологов подтверждают, что уже в 9 – 11 веках в Древней Руси украшали золотым шитьём одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняли при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, шёлка, серебра, шерсти, золота, драгоценных камней. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображая женщин, деревьев, птиц, растительности. Русскую вышивку делят на два вида: северную и среднерусскую. Для севера характерна вышивка крестиком, вырезом, гладью. Основная особенность среднерусской вышивки - цветная перевить (мережка)». Русские ремесла и старинные народные промысли России .

Раньше ткать умела почти каждая женщина с детских лет. Сохранились цветные половики, полотенца, накидки для комода, телевизора у Султановой Лилии Лутфулловны. Эти все изделия изготовила мама Лилии Лутфулловны – Абдрахманова Сажида Гумаровна. Деревянный ткацкий станок в прошлом был необходим в каждом доме. Издавна женщины долгие часы проводили за ним, чтобы обеспечить семью одеждой, а дом – разными предметами обихода. Сейчас ткацкие станки редко где сохранились в целом виде. Посетив районный музей, я увидела такой станок[Фотография 1,2].

Дома я узнала, что моя бабушка тоже умеет вышивать гладью, и раньше ткала полотенца [Фотография 3,4,5].

Султанова Лилия Лутфулловна - мастерица на все руки. Кажется, попади в её руки на несколько минут иголка с ниткой или спицы, крючок она тут же непременно создаст какой–нибудь узор . Лилия Лутфулловна с детства занимается вязанием крючком и спицами. В её коллекции очень много изделий. По рассказам Лилии Лутфулловны , сначала были небольшие салфетки, а теперь она вышивает целые картины, которые дарит родственникам, друзьям. После того, как я увидела картины, вышитые крестиком, у меня появилась цель научиться вышивать.

Одной из самых мастеровитых рукодельниц села считается мама Кульмухаметовой Лилии Мавлютовны, тетя Маулиха. Она славится как вышивальщица. Свое искусство передала дочери Лилии Мавлютовне. Её готовые изделия создают в доме уют и хорошее настроение это скатерти и салфетки, наволочки и платки.

Сейчас можно приобрести все готовое, но в этих вещах, сделанных машинами, нет души, частички которую вкладывает в каждую из них рукодельница.

Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима. В школе ведется кружок вязание. Ведет этот кружок Мингажова Ямиля Мисбаховна -учитель математики. Ученики с удовольствием ходят к ней на занятия и учатся вязать. Сама Ямиля Мисбаховна вяжет кофты, безрукавки, носки, варежки, береты и многое другое .

2.2 Пчеловодство

Природа подарила людям много ценнейших продуктов, обладающих лечебными свойствами. Одно из чудес природы – пчелиный мед.

Наверное, все знают поговорку «Трудолюбив, как пчела». А порядок и чёткость в работе пчелиной семьи можно сравнить с работой компьютера.

Человек издавна собирал мед. Сначала это был просто разгром пчелиных гнезд, потом человек стал брать половину богатства пчелиного дома, понимая, что после зимовки, летом, он может снова вернуться к гнезду и снова взять половину запасенного меда. Потом человек стал готовить в деревьях дупла, и пчелы охотно в них поселялись. Теперь уже "свою половину" человек брал по праву "квартиросдатчика". Так появились "бортные урожаи".

При общении с пчелами человек пришел к мысли; а не попробовать ли вырубить пчелиную борть из ствола дерева и перенести к дому? Так появились пасеки, сострившие из древесных колод. Пчелы мирились с близостью человека и теперь уже "узаконенным" дележом меда.

В поселке Муслюмово занимаются пчеловодством семья Султановых, Ершовых, Латыповых.

Главная в пчелиной семействе одна пчела-матка. Она откладывает яйца, из них образуются личинки, а из личинок появляются пчёлы. Поэтому пчёлы заботятся о ней. На сотах, среди других пчёл, она больше обыкновенной пчелы, у неё длинные крылья и ровное тело. Хоботка у неё почти не видно, но он ей и не нужен. Она не собирает мёд, матку кормят рабочие пчёлы.

В начале лета появляются крупные пчёлы без жала - трутни. Это нерабочие пчёлы мужской особи.

И конечно, главная труженица – это рабочая пчела. Их численность в маленьких семьях - несколько сотен, в больших - до 80 000. Труд в пчелиной семье разделён. Каждая группа пчёл выполняет только свои обязанности. Днём пчёлы садятся и взлетают от домика непрерывно, образуя в воздухе цепочку. Они собирают нектар, работают. Пчёлы, которые ползают у летка, входа в домик, могут подлетать к человеку, который недалеко от улья, они могут ужалить. Это охранники. Есть еще пчёлы, которые только покажутся из домика и заползают обратно. Они выполняют работу по дому: кормят личинок, чистят соты, проветривают улей. Такое разделение связано с возрастом пчелы .

По словам Султановой Лилии Лутфулловны, за пчелами нужен особый уход. Постоянно осматривать пчелиные семьи. В период роения необходимо постоянно находиться на пасеке[Фотография 6,7,8].

Зимой пчелы находятся в подполе. В начале апреля расчищают снег на пасеке, в саду для того, чтобы выставить пчелиные улья. Необходимо пустые улья хорошо промыть внутри. Затем пересаживают пчелиные семьи в обработанные ульи.

В начале июня у пчел начинается процесс роения. Нужно караулить пчел, чтобы собирать в специальный ящик и через сутки отпустить рой в новый улей.

После процесса роения у пчел начинается медосбор. В это время ставят в ульи «магазины» (один этаж с пустыми рамами). Когда «магазины» заполняются медом, снимают магазины и откачивает мед .

Выводы

Все, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками.

Изучив традиционные промыслы и ремёсла моего края, я обрадовалась тому, что на земле моей, малой родине, есть такие мастера - умельцы, которые могут служить примером для молодого поколения. Надеюсь, что в ближайшем будущем такие изделия как самотканые ковры и дорожки, вышитые скатерти, картины, созданные уже современными народными мастерами, снова войдут в нашу повседневную жизнь и станут её необходимым атрибутом.

Мне приятно было узнать в знакомых людях творцов, увидеть дивные работы мастеров, воспевших красоту родного края.

Я ими очень горжусь! И ещё с большей любовью отношусь к своим землякам и своей малой родине.

Каждый человек должен знать историю и традиции своего народа и своей родины. Что бы она не рассыпалась по крупинкам, не затерялась во времени.

Заключение

Ремёсла, которые в далёкие, а в некоторых случаях и не очень далёкие времена, имели широкое распространение на территории нашего села, были вытеснены из повседневной жизни крестьян массовым производством доступных по цене предметов быта и стали этнографической редкостью.

Для сохранения ремесла надо перенимать опыт старожилов, учиться их ремеслу, чтобы народные ремёсла продолжали жить. И всё, что мы собираем о народных умельцах, нужно увековечить в сборниках воспоминаний об их жизни и деятельности, фото и видеоматериалах, потому что в каждом ремесле вырабатываются свои особые приёмы, своя технология, свои секреты подготовки материала, которые с уходом мастеров утрачиваются. Нам надо успеть перенять это искусство у тех, кто остался.

Ремесло – это наша гордость. Я сумела понять значимость этого ремесла, заглянуть вглубь веков и побывать у его истоков. Более того, я познакомилась с народными умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они со мной поделились.

Время уходит безвозвратно, и мы, молодые, должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить народную, самобытную культуру наших предков для себя и будущих поколений.

Список литературы:

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: «Русский язык», 1999-196с
  2. Исмаилова С.Т. Энциклопедия для детей. В 4 т. Т. 2. – М.: Аванта+, 1996. – 706 с.
  3. Латюшин В.В. Челябинская область.Атлас. Изд.5-е, перераб. И доп.- Челябинск: АБРИС,2014-32с
  4. Нечай И. Р. В Бродокалмаке уже более 100 лет существует производство валенок, газета «Медиазавод», 17.02.2012
  5. Смирнов В. И. Чугунное литье мастеров Урала. - М., 1954.-94с
  6. https://znaytovar.ru/s/xudozhestvennaya-obrabotka-kamnya.html
  7. http://uraloved.ru/obo-vsem/remeslo
 


Читайте:



Методы составления расписания проекта Оценка ресурсов операций

Методы составления расписания проекта Оценка ресурсов операций

Выравнивание ресурсов расписания Сетевой график со сроками станет реальным расписанием только тогда, когда будет гарантирован наличием ресурсов....

"Лабораторная диагностика" – специальность, востребованная во все времена Профессия лаборант в больнице

СправкаВ мире профессий существуют такие, от которых зависит осуществление очень важной работы, однако сам сотрудник часто не получает заслуженного...

Презентация к уроку "как помочь птицам зимой" Методы и приемы

Презентация к уроку

Класс: 1 Презентация к уроку Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных...

Презентация на тему стили речи

Презентация на тему стили речи

Слайд 2 Из истории слова Stylos(гр.)- палочка для письма Слайд 3 Стиль – функциональная разновидность литературного языка, особенности...

feed-image RSS