Разделы сайта
Выбор редакции:
- Договор купли-продажи: общая характеристика
- Михаил Пришвин — Птицы под снегом: Сказка
- Конкурентная стратегия фирмы Виды стратегии по м портеру
- Возможно ли назначение специалиста, который не имеет высшего образования, на должность директора или заместителя директора научно-исследовательского института?
- Теоретические основы закупочной логистики
- Как отправить письмо по почте России
- Что такое складская логистика: основы и принципы
- Производственные кооперативы
- Использование полиграфа при приеме на работу
- Международный рынок туристских услуг становление и регулирование
Реклама
В соответствии со ст.65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в частности, документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. При этом каких-либо федеральных законов или нормативных правовых актов, устанавливающих необходимость наличия у директора и заместителя директора научно-исследовательского учреждения высшего образования, не имеется. Общим документом, определяющим требования к образованию и стажу руководителей организаций, является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное, утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (далее – Справочник). Согласно части пятой ст.144 ТК РФ государственные и муниципальные учреждения обязаны учитывать положения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. О необходимости применения указанных квалификационных справочников также указано в п.п. “д” п. 5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год. Это утверждено решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г., (протокол N 11). Раздел Справочника “Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях” устанавливает следующие требования к квалификации специалиста – директора научно-исследовательского учреждения: высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, при наличии ученой степени доктора (кандидата) наук – стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет. В пункте 6 Порядка применения Справочника, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 (далее – Порядок), указано, что квалификационные характеристики должностей специалиста – заместителей руководителей не разрабатывались, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе требований, содержащихся в характеристиках соответствующих должностей руководителей. Соответственно, к кандидату на должность заместителя директора научно-исследовательского учреждения предъявляются аналогичные квалификационные требования, что и к лицу, претендующему на должность директора научно-исследовательского учреждения. Вместе с тем согласно п. 10 Общих положений Справочника лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Аналогичная норма содержится и в п. 8 Порядка. Иными словами, в исключительных случаях Справочник допускает возможность занятия предусмотренных им должностей лицами, не имеющими образования соответствующего уровня. Вывод: Отсутствие высшего образования у специалиста не является непреодолимым препятствием для занятия должности директора научно-исследовательского учреждения и его заместителя. Соответственно, при наличии достаточного практического опыта по рекомендации аттестационной комиссии претендент может быть назначен на рассматриваемые должности и без высшего профессионального образования. Нередко на предприятиях после увольнения какого-либо сотрудника его должность остается свободной. Некоторые работодатели не спешат корректировать штатное расписание и исключать из него вакантные места. Вместо этого они возлагают на действующих сотрудников исполнение обязанностей по вакантным должностям. Между тем такое действие не совсем законно. Особенности определенийВакантной называют свободную должность, предусмотренную в штатном расписании, за которой не числится сотрудник. Если служащий отсутствует по болезни, в связи с командировкой, то его рабочее место за ним сохраняется. Соответственно, это уже не вакантная должность. Временное исполнение обязанностей по ней регламентируется 74 статьей ТК. Замещение отсутствующего сотрудникаСогласно законодательству, назначение действующего работника на должность служащего, находящегося в командировке, в отпуске, на лечении и пр., является переводом. Замещение отсутствующего сотрудника обусловлено производственной необходимостью. Законодательство допускает перевод на другую работу без согласия служащего. Поскольку речь идет не о вакантной должности, срок временного исполнения обязанностей по ней строго ограничен. Он не может превышать месяца в течение года (календарного). Сложности на практикеКак и в случае с вакантной должностью, исполнение обязанностей по месту трудовой деятельности временно отсутствующего сотрудника возможно при наличии соответствующей квалификации. Если замещение служащего предполагает более низкий ее уровень, необходимо письменное согласие переводимого сотрудника. Реализация указанного правила может вызывать некоторые проблемы на практике. Дело в том, что ТК не закрепляет критериев сравнения квалификации разных специальностей, должностей и профессий. Это означает, что работодатель должен сам разработать такую систему оценивания. Разумеется, все критерии должны быть официально закреплены а персонал - ознакомлен с ними. Работодателю необходимо действовать очень осторожно, не нарушая интересы и Все решения должны приниматься исключительно в рамках законодательства. В противном случае может возникнуть трудовой спор. СовмещениеРаботник может одновременно исполнять обязанности по своей основной должности и замещать отсутствующего служащего. В таких случаях говорят о совмещении. При этом следует учесть, что наниматель не вправе перевести служащего на другую работу без его согласия и освобождения от основной деятельности. Если сотрудник желает совмещать трудовые обязанности, он должен дать письменное на это разрешение. ДоплатыСотрудник, давший согласие на совмещение, в соответствии со 151 статьей ТК, имеет право на дополнительные выплаты. Размер доплаты устанавливается соглашением сторон. Согласно действующим нормам, дополнительные выплаты может получать штатный заместитель служащего, временно отсутствующего на работе. Разъяснения ВСРанее применялось положение, в соответствии с которым сумма доплаты определялась как разница между должностными окладами работников, если замещающий сотрудник не является штатным помощником (заместителем) отсутствующего. Однако Определением коллегии ВС это правило было признано нарушающим трудовые права сотрудников. В результате на доплату могут рассчитывать штатные помощники (заместители), гл. инженеры и пр. НюансыЕсли замещение должности отсутствующего сотрудника осуществляется служащим с освобождением от основной его деятельности, он может рассчитывать на получение зарплаты в сумме, не меньшей, чем средний заработок, который он получал на своем рабочем месте. Общие правила определения средней з/п устанавливаются Правительством в Постановлении № 213 от 2003 г. Исполнение обязанностей по вакантной должностиВыше уже говорилось о том, что назначение сотрудника на место отсутствующего работника является переводом. Такая ситуация возможна, если служащий отсутствует временно, т. е. он не уволен с предприятия. Этой же позиции придерживаются и суды. В частности, можно обратить внимание на Постановление Пленума ВС № 16 от 1992 г. В 12 пункте этого документа дается толкование положений 26 статьи КЗоТ РСФСР. Несмотря на то что этот Кодекс давно не действует, многие его нормы можно применить сегодня. Более того, формулировки статей 26 КЗоТ и 74 ТК в части, регламентирующей перевод служащего на место временно отсутствующего работника по инициативе нанимателя, совпадают. Соответственно, отсутствуют всякие сомнения по поводу того, что судебные органы при рассмотрении трудовых споров будут принимать во внимание пояснения, данные в указанном Постановлении. В 12 пункте документа закреплено, что исполнение обязанностей по вакантной должности в течение определенного периода возможно по письменному согласию сотрудника. Из этого следует, что Верховным судом, фактически, был введен новый вид переводов служащих на другую работу. Между тем, по трудовому законодательству, исполнение обязанностей по вакантной должности не допускается. Следовательно, положение, присутствующее в Постановлении Пленума применить нельзя. Сказанное выше означает, что приказ об исполнении обязанностей по вакантной должности можно признать недействительным. В локальном документе должна использоваться совершенно иная формулировка. Многие руководители, пользуясь неосведомленностью граждан, их юридической неграмотностью, издают явно противоправные распоряжения. Следует помнить, что любое решение нанимателя можно оспорить. Вопросы о срокахМногие несведущие граждане интересуются, какой срок исполнения обязанностей по вакантной должности может устанавливаться распоряжением руководителя? В ТК на этот счет ничего не говорится. Разъяснения в трудовом законодательстве отсутствуют потому, что такая форма перевода работника вообще не предусмотрена. Следовательно, говорить о каком-либо (в том числе непрерывном) сроке исполнения обязанностей по вакантной должности не совсем корректно. В таких случаях следует считать, что сотрудник переведен на место постоянно. Для этого, в свою очередь, необходимо согласие служащего. Обратимся к пояснениям ВС. В Постановлении № 16 указано, что если работодатель перевел работника без его согласия, а тот, в свою очередь, приступил к трудовой деятельности добровольно, то данное действие может быть признано законным. Следовательно, служащий будет считаться занимающим должность с 1-го дня перевода. Установление какого-то конкретного срока исполнения обязанностей по вакантной должности юридического значения для регулирования трудовых отношений не имеет. Такое временное назначение служащего необходимо считать постоянным переводом на другое место (при наличии согласия от него) в соответствии с 72 статьей ТК. ВыводыФакт добровольного выполнения обязанностей по свободной должности трансформирует взаимодействие нанимателя и сотрудника с первого дня назначения. Следовательно, сама должность перестает являться вакантной. ОформлениеПри назначении сотрудника на вакантную должность применяется стандартная процедура приема на работу или перевода. В первом случае кандидат предоставляет все необходимые документы, пишет заявление. Работодатель и гражданин заключают договор. Перед подписанием кандидату необходимо внимательно ознакомиться с содержанием документа. Дело в том, что некоторые работодатели используют некорректные формулировки. Подписание договора означает добровольное согласие с условиями трудовой деятельности. Зачастую работодатели пользуются юридической неграмотностью сотрудников и назначают их исполняющими обязанности по вакантным должностям. А работники, в свою очередь, добровольно на это соглашаются. На практике выходит так, что сотрудники выполняют и свою, и чужую работу. Оплата труда, в свою очередь, как правило, в таких случаях не соответствует объему трудовой деятельности. Такие ситуации оспорить достаточно сложно, поскольку наниматели берут у служащих письменное согласие. Зачастую единственным выходом является увольнение. Тем не менее при возникновении таких противоречивых ситуаций целесообразно обратиться в трудовую инспекцию. По сути, работник может отказаться от выполнения дополнительных обязанностей. Для этого ему нужно напрямую обратиться к работодателю, написать заявление. Стоит сказать, что многие служащие осознанно соглашаются с предложением работодателя. Обычно это связано с обещаниями нанимателя выплачивать высокое вознаграждение. Но на деле далеко не всегда сотрудник получает ожидаемую сумму. В таких ситуациях и начинаются проблемы. С одной стороны, действия работодателя не законны, с другой - служащий сам согласился на условия. ЗаключениеВо избежание проблем при любых сотрудникам необходимо внимательно ознакомиться с документами, изданными работодателем. При отсутствии уверенности в законности тех или иных условий, целесообразно проконсультироваться с независимым юристом. Часто незнание закона приводит к весьма негативным последствиям. В распоряжениях работодателя должны использоваться только те формулировки, которые предусмотрены трудовыми нормами. В ТК назначение служащего по свободной должности запрещено. Если же оно все-таки состоялось, то должно признаваться переводом на постоянную работу. Соответственно, должность уже не будет являться вакантной, и принять на нее другого человека нельзя. Назначение служащего исполняющим обязанности по той или иной должности допускается, если соответствующий сотрудник отсутствует по каким-либо причинам, но остается числящимся в штате фирмы.
Назначение на должность или утверждение в должностиДанное основание иногда путают с таким формальным моментом, как издание приказа о приеме на работу (назначении на должность). Ряд авторов, называя в качестве такого основания назначение руководителей филиалов (представительств) юридических лиц, обосновывают эту течку зрения гражданским законодательством, где указывается, что руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности, (п. 3 ст. 55 ГК РФ; п. 4 ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью; п. 4 ст. 5 Закона об акционерных обществах) 2 См., напр.: Парамонова С.В. Регламентация труда руководителя обособленного структурного подразделения организации //Трудовое право. 2009. № 5. . Вместе с тем в данной гражданско-правовой норме не идет речь о способе установления трудовых отношений между обществом и руководителем филиала (представительства), здесь указывается лишь на то, что работодателем по отношению к такому руководителю является общество (а не филиал), а способ занятия данной должности может быть каким угодно: это может быть и избрание, и конкурс, и любые другие процедуры, которые установлены в данном хозяйственном обществе. Назначение же на должность, о котором говорится в ст. 16 и 19 ТК РФ, предполагает определенную процедуру, которая может быть установлена законом либо иным нормативным актом. При этом Кодекс уравнивает такие понятия, как «назначение на должность» и «утверждение в должности». Так, Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность (ст. 12 Закона о прокуратуре) в порядке, который установлен этим Законом. В частности, его назначение осуществляется Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Если предложенная Президентом Российской Федерации кандидатура на должность Генерального прокурора Российской Федерации не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент Российской Федерации в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Еще одним примером назначения на должность может служить назначение на должность руководителя унитарного предприятия. Несмотря на то что Закон о предприятиях четко не указывает, в чем состоит эта процедура, тем не менее, здесь указывается, что назначение на должность руководителя унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора осуществляются собственником имущества унитарного предприятия. Порядок же назначения и освобождения от занимаемой должности руководителей государственных (муниципальных) унитарных предприятий определяется подзаконными нормативными правовыми актами. Например, постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2011 г. № 441-ПП утвержден «Порядок назначения и освобождения от занимаемой должности руководителей государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы» 2 Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 21 сентября 2011 г. № 441-ПП «О совершенствовании системы взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении прав собственника имущества и учредителя государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы». . Здесь, в частности, указывается, что назначению руководителей предприятий предшествует отбор претендентов на должность руководителя (генерального директора, директора), который осуществляется органом исполнительной власти г. Москвы, в ведомственном подчинении которого находится государственное унитарное предприятие (государственное предприятие, казенное предприятие) г. Москвы, или Департаментом имущества г. Москвы. Претендентами на эту должность могут стать:
Далее органом исполнительной власти, в ведомственном подчинении которого находится предприятие, предложение о кандидатуре руководителя направляется на согласование в Департамент имущества г. Москвы (п. 1.3.2.1 Порядка). Назначение осуществляет Правительство Москвы. Одновременно с принятием правового акта о назначении руководителя предприятия органом исполнительной власти, в ведомственном подчинении которого находится это предприятие, заключается с этим руководителем трудовой договор в трех экземплярах, один из которых направляется в Департамент имущества г. Москвы (п. 1.2.4 Порядка). Утверждением в должности можно считать назначения, осуществляемые в кредитных организациях. Согласно ст. 11.1 Закона о банках 3 Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления обязан дать согласие на указанные назначения или представить мотивированный отказ в письменной форме. В случае согласования кандидатуры работник утверждается в должности, на основании чего с ним заключается трудовой договор. До момента утверждения такие работники исполняют обязанности по той должности, на которую претендуют (Данный случаи является единственным, когда работник «исполняет обязанности». Исполнение обязанностей по вакантной должности недопустимо.). |
Популярное:
Программа сменный график работы |
Новое
- Михаил Пришвин — Птицы под снегом: Сказка
- Конкурентная стратегия фирмы Виды стратегии по м портеру
- Возможно ли назначение специалиста, который не имеет высшего образования, на должность директора или заместителя директора научно-исследовательского института?
- Теоретические основы закупочной логистики
- Как отправить письмо по почте России
- Что такое складская логистика: основы и принципы
- Производственные кооперативы
- Использование полиграфа при приеме на работу
- Международный рынок туристских услуг становление и регулирование
- Презентация на тему "лидерство в организации" Скачать презентацию на тему лидерство