Главная - Рождаемость
Россия создаст базу для ремонта военных вертолетов во вьетнаме. Россия создаст базу для ремонта военных вертолетов во вьетнаме Техзадания по ремонту вертолета ми 8

«АПК ВЕКТОР» организует ремонт вертолетов Ми-2, Ми-8 различных модификаций и самолетов Ан-2 и Як-18Т на ведущих авиаремонтных заводах России:

  • ЗАО «Московский АРЗ РОСТО» (МАРЗ)
  • ОАО «356 АРЗ» (Авиационный ремонтный завод № 356), г. Энгельс
  • ОАО «Завод №26» (Авиаремонтный завод №26), г. Тюмень
  • ОАО «810 АРЗ» (810 Авиационный ремонтный завод), г. Чита
  • ОАО «Уральский Завод Гражданской Авиации»(УЗГА), г. Екатеринбург
  • ЗАО «Шахтинский авиацонно-ремонтный завод РОСТО» (ШАРЗ РОСТО), г. Шахты
  • и других профильных организациях.

Долговременное сотрудничество «АПК ВЕКТОР» с этими предприятиями и накопленный опыт проведения работ, позволяет нашим клиентам получать более выгодные условия, чем предлагаемые заводами при обращении к ним напрямую. Это касается не только сроков и стоимости выполнения работ, но и их качества.
За все время работы нашей компании был осуществлен:

  • ремонт (включая капитальный) и переоборудование в различные версии более 100 вертолетов Ми-2;
  • ремонт более 50 самолетов АН-2.

Техническое обслуживание воздушных судов

Помимо организации ремонта вертолетов и самолетов ООО «АПК ВЕКТОР» осуществляет техническое обслуживание воздушных судов. Компания имеет сертификат соответствия на проведение оперативного, периодического, сезонного и специального технического обслуживания вертолетов Ми-2, Ми-8 (Т, П, ПС, МТВ-1), Ка-32 (А, С, Т), самолетов Ан-2 и Як-18Т на базе аэропорта Протасово в Рязанской области, на п.п. «Лаура» и «Роза-Хутор D» в Краснодарском крае.

Обслуживаемая техника Выполняемые виды работ
1 Ми-8 Т, П, ПС Оперативное ТО (по формам ВС, ОС, ОВ, ОВ1, А1, А2, Б), ТО при хранении, сезонное и специальное ТО по РО от 30.08.91
2 Ми-8МТВ-1 Оперативное ТО (по формам ВС, ОС, ОВ, ОВ1, А1, А2, Б), периодическое ТО (по форма Ф1 и дополнительные работы ΔФ-2, ΔФ-3, ΔФ-4), ТО при хранении, сезонное ТО и специальные виды ТО по РО Ми-8МТВ-1 ч.1 от 02.12.1994г. ч.2 от 14.12.1994г. и Руководству по деятельности ООО «АПК ВЕКТОР», одобренному Росавиацией
3 Ми-2 Оперативное ТО (по формам ВС, ОС, ОВ, ОВ1, А1, А2, Б), периодическое ТО (базовая форма Ф1 (Ф2 для АиРЭО), дополнительные работы через 300, 750 час.), ТО при хранении, сезонное и специальное ТО по РО от 18.01.2007
4 Ан-2 Оперативное ТО (по формам ВС, ОС, ОВ, А1, А2, Б), периодическое ТО (по формам Ф1, дополнительные работы ΔФ2, ΔФ3, ΔФ4, ΔФ5, ΔФ6, Ф1К), ТО при хранении, сезонное и специальное ТО по РО от 12.05.2003
5 Як-18Т Оперативное ТО (по формам ВС, ОС, ОВ, А1, А2, Б) Периодическое ТО (по формам Ф1, дополнительные работы ΔФ2, ΔФ3, ΔФ4, ΔФ5, ΔФ6, Ф1К) ТО при хранении, сезонное и специальное ТО по РО от 12.05.2003
6 Ка-32А Оперативное ТО (по формам: предполетная подготовка, подготовка к повторному вылету, послеполетная подготовка), периодическое ТО (через каждые 10, 25, 50, 100, 300 часов налета и каждые 1, 3, 6 месяцев), специальные проверки (ТО при хранении; проверки, выполняемые после замены основных двигателей и главного редуктора; сезонное ТО), смазка и заправка, внеплановое ТО, приемные проверки и проверка работоспособности РЭ Ка-32А от 15.08.2012г. и Руководству по деятельности ООО «АПК ВЕКТОР», одобренному Росавиацией.
ВВЕДЕНИЕ

Вертолет Ми-8 был разработан в начале 1960 гг. ОКБ им. М.Л. Миля (ныне ОАО "МВЗ им. М.Л.Миля") в кооперации с другими предприятиями, а программа его создания стала крупнейшей в мире вертолетостроения.
Вертолет Ми-8 предназначен для перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты в труднодоступной местности, а также для проведения специальных авиационных работ в различных отраслях народного хозяйства.
По весовой категории вертолет Ми-8 относится к вертолетам 1 класса.
Вертолет спроектирован по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. На вертолете установлены два турбовинтовых двигателя ТВ2-117АГ со взлетной мощностью 110 кВт каждый, что обеспечивает возможность посадки вертолета при отказе одного из двигателей.
Вертолет эксплуатируется в двух основных вариантах: пассажирском Ми-8П и транспортном Ми-8Т.
Пассажирский вариант вертолета предназначен для межобластных и местных перевозок пассажиров, багажа, почты и малогабаритных грузов. Он рассчитан на перевозку 28 пас¬сажиров. Транспортный вариант предусматривает перевозку грузов массой до 4000 кг или 24 служебных пассажиров. По желанию заказчика пассажирский салон вертолета может быть оборудован в салон с повышенным комфортом на 11 или 7 пассажиров.
Вертолет с внешней подвеской грузов перевозит крупногабаритные грузы массой до 3000 кг вне фюзеляжа.
Перегоночный вариант вертолета необходим для выполнения полетов с увеличенной дальностью (от 620 до 1035 км). В этом случае в грузовую кабину вертолета за счет коммерческой нагрузки устанавливают один или два дополнительных топливных бака:
Существующие варианты вертолета снабжены электролебедкой, позволяющей с помощью бортовой стрелы поднимать (опускать) на борт вертолета грузы массой, до 150 кг, а также при наличии полиспаста затягивать в грузовую кабину грузы массой до 2600 кг.
Экипаж вертолета состоит из двух пилотов и бортмеханика.
Всего построено около более 11000 вертолетов (примерно 7300 в Казани и 3800 в Улан-Удэ) типа Ми-8 (Ми-17) более чем 150 модификаций, которые эксплуатируются в 70 государствах мира. Первый в настоящее время производит, в основном, модификации Ми-17-1В в различной комплектации и исполнении (до 90-95% поступает на экспорт), а второй - выпускает модификации Ми-8АМТ (Ми-171) и МИ-8АТМШ (Ми-171Ш).
Ми-8 - базовая модель вертолета; Ми-8П - пассажирский (28 пассажиров) вертолет с двигателями ТВ2-117А (2х1500 л.с); Ми-8Т - транспортно-десантный вертолет с двигателями ТВЗ-117А (24 десантника, на вооружении с 1968 г.);Ми-8ТВ – транспортно-десантный вертолет с усиленным вооружением (блоки НАР, ПТУР "Фаланга"); Ми-8МТ (Ми-17) - модернизированный транспортно-десантный вертолет (1980 г.) с двигателем ТВЗ-117МТ (2х1900 л.с); Ми-18 – модифицированный Ми-8Т с увеличенной на 1 м кабиной (1982 г., 38 солдат или груз массой до 6,5 т); Ми-8МТВ-1 (-2, -3, -5) - многоцелевые модификации для применения в транспортно-десантном, боевом (с блоками НАР, бомбами и стрелково-пушечным вооружением), поисково-спасательном (ПСС, Ми-8ПС, Ми-8СПА) и санитарном вариантах;

1.КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕРТОЛЕТА МИ-8

Конструкция вертолета Ми-8 (рис. 1) состоит из следующих основных частей и систем: фюзеляжа, взлетно-посадочных устройств, воздушной системы, силовой установки, трансмиссии, несущего и рулевого винтов, противообледенительной системы, системы управления вер¬толетом, гидравлической системы, системы отопления или кондиционирования воздуха, устройства для внешней подвески грузов, такелажно-швартовочного, бытового, авиационного и радиоэлектронного оборудования.

Рис. 1 Общий вид вертолета МИ-8
Фюзеляж вертолета включает носовую и центральную части, хвостовую и концевую балки. В носовой части расположена кабина экипажа, где установлены приборные доски, электропульты, сиденья пилотов, командные органы управления. Носовая часть фюзеляжа отделена от центральной стыковочным шпангоутом № 5Н, в стенке которого имеется дверной проём.
Спереди, на стенке шпангоута № 5Н, расположены этажерки радио-, электрооборудования, сзади - контейнеры под аккумуляторы, коробка и пульт управления электролебедкой.
Над грузовой кабиной размещены двигатели, вентилятор, главный редуктор с автоматом перекоса и несущим винтом, гидропанель и расходный топливный бак.
К узлам фюзеляжа снаружи крепятся амортизаторы и подкосы главных и передних стоек шасси, подвесные топливные баки. Впереди правого подвесного топливного бака распо¬ложен керосиновый обогреватель. Грузовая кабина заканчивается задним отсеком с грузовыми створками. В верхней части заднего отсека расположен радиоотсек, в котором установлены панели под блоки авиационного и радиоэлектронного оборудования. Для выхода из грузовой кабины в радиоотсек и хвостовую балку имеется люк. Грузовые створки закрывают задний проем грузовой кабины, через который загружают и выгружают грузы.
К центральной части фюзеляжа пристыкована хвостовая балка, к узлам которой прикреплены хвостовая опора и неуправляемый стабилизатор. Снизу хвостовой балки расположены две антенны радиовысотомера, внутри в верхней ее части, проходит хвостовой вал трансмиссии. К хвостовой балке пристыкована концевая балка, внутри которой установлен промежуточный редуктор и проходит концевая часть хвостового вала трансмиссии. Сверху к концевой балке прикреплен хвостовой редуктор, на валу которого установлен рулевой винт.
Вертолет оснащен неубирающимся в полете шасси трехстоечной схемы. Каждая стойка шасси снабжена жидкостно-газовыми амортизаторами. Колеса передней стойки самоориентирующиеся, колеса главных стоек снабжены тормозными устройствами, для управления которыми вертолет оборудовал воздушной системой.
Силовая установка состоит из двух двигателей ТВ2-117АГ и систем, обеспечивающих их работу.
Для передачи мощности от двигателей к несущему и рулевому винтам, а также для привода ряда агрегатов систем на вертолете установлена трансмиссия, состоящая из главного, промежуточного и хвостового редукторов, хвостового вала, вала привода вентилятора и тормоза несущего винта. Каждый двигатель и главный редуктор, имеют свою автономную маслосистему, выполненную по прямой одноконтурной замкнутой схеме с принудительной циркуляцией масла. Для охлаждения маслорадиаторов двигателей и главного редуктора, стартеров-генераторов, генераторов переменного тока, воздушного компрессора и гидронасосов на вертолете предусмотрена система охлажде¬ния, состоящая из высоконапорного вентилятора и воздухопроводов. Для защиты лопаток компрессоров двигателей от преждевременного изнашивания перед двигателями установлены пылезащитные устройства.
Двигатели, главный редуктор, вентилятор и панель с гидроагрегатами закрыты общим капотом. При открытых крышках капота обеспечивается свободный доступ к агрегатам силовой установки, трансмиссии и гидросистемы. При этом открытые крышки капота двигателей и главного редуктора являются рабочими площадками для выполнения технического обслуживания систем вертолета. Вертолет оборудован средствами противопожарной защиты. Продольная и поперечная противопожарные перегородки делят подкапотное пространство на три отсека: левого двигателя, правого двигателя и. главного редуктора. Противопожарная система предусматривает автоматическое и принудительное срабатывание огнетушителей и подачу огнегасящего состава в необходимый отсек
Вертолет имеет несущий винт, состоящий из втулки и пяти лопастей. Втулка имеет разнесенные горизонтальные, вертикальные и осевые шарниры и снабжена гидравлическими демпферами, компенсаторами взмаха, центробежными ограничителями свеса лопастей и гасителем вибрации. Лопасти цельнометаллической конструкции имеют визуальную систему сигнализации повреждения лонжерона и электротепловое противообледенительное устройство. Рулевой винт - толкающий, изменяемого в полете шага, состоит из втулки карданного типа и трех цельнометаллических лопастей, снабженных электротепловым противообледенительным устройством.
Управление вертолетом - сдвоенное, состоит из продольно-поперечного управления, путевого управления, объединенного управления «шаг - газ» и управления тормозом несущего винта. Кроме того, предусмотрено раздельное управление изменением мощности двигателей и их остановом. Изменение общего шага несущего винта и продольно-поперечное управление вертолетом осуществляются с помощью автомата перекоса, установленного над главным редуктором.
Для облегчения управления в систему продольного, поперечного, путевого управлений и управления общим шагом включены по необратимой схеме гидроусилители, для питания которых, а также для питания гидроцилиндра расстопоривания фрикциона ручки ШАГ - ГАЗ и гидроупора продольного управления на вертолете имеются основная и дублирующая гидросистемы. Для повышения безопасности полетов на вертолете установлен четырехканальный автопилот АП-34Б, который обеспечивает стабилизацию вертолета в полете по крену, курсу, тангажу и высоте. Основные параметры полета записываются системой САРПП-12ДМ.

2.ВТУЛКА НЕСУЩЕГО ВИНТА
2.1.Общие сведения:
Втулка несущего винта- основной агрегат несущего винта; предназначается для крепления лопастей, передачи крутящего момента от вала главного редуктора к лопастям, а также для восприятия и передачи на фюзеляж аэродинамических сил, возникающих на лопастях несущего винта. Различают следующие типы В. н. в.: шарнирные, упругие и жёсткие.
В конструкции шарнирной втулки крепление лопастей к корпусу втулки осуществляется посредством горизонтальных, вертикальных и осевых шарниров.
Горизонтальные шарниры (ГШ) обеспечивают возможность махового движения лопастей. Вертикальные шарниры позволяют лопастям совершать колебания в плоскости вращения (эти колебания возникают под действием переменных сил лобового сопротивления и сил Кориолиса, появляющихся при колебаниях лопасти относительно горизонтального шарнира). Благодаря шарнирному сочленению лопастей с корпусом втулки значительно снижаются переменные напряжения в элементах несущего винта и уменьшаются передающиеся от винта на фюзеляж вертолёта моменты аэродинамических сил.
Осевые шарниры (ОШ) В. н. в. предназначены для изменения углов установки лопастей. В целях уменьшения свеса (изгиба) лопастей и создания необходимых зазоров между лопастями и хвостовой балкой вертолёта при невращающемся несущем винте и при малой частоте вращения несущего винта в конструкцию В. н. в. введены центробежные ограничители свеса.
Во всех шарнирах, в которых используются подшипники качения, предусматриваются системы смазки и уплотнений. В осевых шарнирах в качестве элементов, воспринимающих центробежные силы лопастей, применяются пластинчатые и проволочные торсионы, изготовленные из высокопрочной нержавеющей стали. Имеются так называемые эластомерные В. н. в., в шарнирах которых применяются цилиндрические, конические или сферические эластомерные подшипники. Эти подшипники выполнены из слоев стали и привулканизированных к ним слоев эластомера. Отсутствие трущихся металлических деталей уменьшает износ узлов. Конструкция В. н. в. упрощается, устраняется необходимость применения торсионов, сокращается время на техническое обслуживание, увеличивается надёжность конструкции. В конструкциях шарнирных В. н. в. с целью предотвращения явления «земного резонанса» колебания лопастей относительно вертикальных шарниров гасятся с помощью демпферов. которые в зависимости от используемого рабочего элемента подразделяются на фрикционные, гидравлические, пружинно-гидравлические и эластомерные.
Шарнирные В. н. в. в зависимости от схемы могут быть трёх типов: с разнесёнными горизонтальными шарнирами (оси горизонтальных шарниров находятся на некотором расстоянии от оси несущего винта), с совмещёнными горизонтальными шарнирами (оси горизонтальных шарниров пересекаются на оси несущего винта), с совмещёнными горизонтальными и вертикальными шарнирами (оси обоих шарниров пересекаются в одной точке, отнесённой на некоторое расстояние от оси несущего винта).
Упругая втулка может быть выполнена с упругим элементом только в одном вертикальном или горизонтальном шарнире либо сразу в обоих шарнирах. Корпус упругой В. н. в. изготовляется, как правило, из композиционных материалов. За осевым шарниром, который может быть выполнен по схеме с подшипниками качения и торсионом или с эластомерными подшипниками, расположена внешняя упругая часть втулки, обеспечивающая маховые движения лопасти. На несущем винте с такой втулкой может быть значительно повышена эффективность управления по сравнению с шарнирной В. н. в., что способствует увеличению манёвренности вертолёта.
Жёсткая втулка имеет прочный центр, корпус (обычно из титанового сплава), прикреплённый к жёсткому приводному валу, и осевые шарниры, к корпусам которых через гребёнки прикреплены лопасти из композиционных материалов. В несущем винте с такой втулкой лопасть совершает колебательные движение в плоскости тяги и вращения не путём поворота в шарнирах, а благодаря большим деформациям лопасти или её более тонкого комлевого участка. Эти деформации оказываются допустимым и вследствие высокой прочности композиционных материалов. Такой винт с жесткой втулкой может рассматриваться подобным винту с шарнирной втулкой, имеющей большой разнос горизонтальных шарниров (10-35% от радиуса винта).
Вертолёт с жёсткой В. н. в. обладает хорошими характеристиками управляемости. Важным преимуществом жёсткой В. н. в. является её простота (отсутствие высоконагруженных подшипников в шарнирах, демпферов и центробежных ограничителей свеса лопастей), облегчающая и удешевляющая изготовление винта и обслуживание его в эксплуатации.

2.2 Конструкция Втулки НВ:

Основные составные части Втулки НВ: корпус втулки, пять узлов горизонтальных, вертикальных, осевых шарниров, пять гидродемпферов вертикальных шарниров с компенсационной системой, пять центробежных ограничителей свеса лопасти, детали установки крепления на валу НВ.

Рис. 2. Общий вид втулки несущего винта.

Корпус втулки изготовлен из легированной высокопрочной стали. В центре корпуса имеется отверстие с эвольвентными шлицами, которыми он соединяется со шлицами вала НВ главного редуктора. Центрирование корпуса втулки на валу осуществляется с помощью двух конусных колец (верхнего и нижнего), для чего в центральной расточке корпуса имеются две конические поверхности.
Нижнее кольцо разрезное, верхнее состоит из двух полуколец. В верхней части корпуса имеется фланец, к которому шпильками крепится бачок гидродемпферов вертикальных шарниров, а в нижней части отверстие под штифт фиксации кронштейна серьги подвода тарелки автомата перекоса. Автомат перекоса предназначен для изменения величины и направления тяги НВ, состоит из направляющей ползуна, ползуна, кронштейна, внутреннего кардана, тяг поворота лопастей, качалок продольного и поперечного управлений,рычага общего шага и поводка тарелки. К проушинам корпуса с помощью пальцев ГШ присоединяются скобы. Эти соединения образуют ГШ ВНВ. В каждой проушине корпуса устанавливается наружные кольца двух игольчатых подшипников, которые закрепляются гайками. Между кольцами установлены две бронзовые шайбы, которые воспринимают осевые усилия, возникающие при колебаниях лопасти вокруг оси ВШ, когда лопасти отклоняются от прямой, перпендикулярной оси ГШ.
Между бронзовыми шайбами и внутренними кольцами игольчатых подшипников устанавливается упорное кольцо. Внутренние кольца игольчатых подшипников установлены на пальце ГШ и стянуты между проушинами скобы с помощью гайки.
Палец ГШ имеет проушины для крепления гидравлического демпфера. Внутренняя полость ГШ уплотняется резиновыми армированными манжетами и уплотнительными кольцами. Для ограничения поворота лопасти вокруг оси ГШ на корпусе втулки и скобах имеются специальные упоры. Скоба представляет собой деталь коробчатого сечения, на концах которой имеются проушины для соединения с корпусом и цапфой ОШ. Оси проушин расположены под прямым углом друг к другу.
Снизу на скобе имеются две проушины, в которые устанавливается палец собачки ЦОСЛ. Нижние упоры на скобе состоят из центробежных и постоянных ограничителей свеса. Механизм ЦОСЛ состоит из противовеса, пальцев, тяги, пружины и собачки. Центробежные ограничители являются ограничителями свеса лопастей при неработающих двигателях на земле, а также при частоте вращения НВ менее 108 об/мин. При нормальной работе НВ в полёте, лопасти совершая маховое движение, не достигают упоров в виду наличия большой центробежной силы, действующей на лопасть, которая является естественным регулятором взмаха и удерживает лопасти вблизи плоскости вращения втулки позволяя им совершать небольшие по амплитуде маховые движения.

Рис. 3. Центробежный ограничитель свеса лопасти:
1-противовес; 2-палец; 3-пружина; 4-тяга; 5-палец;6-собачка

Механизм центробежного ограничителя свеса (рис. 3), состоит из противовеса-1, пальцев-2 и 5, тяги-4, пружины-3 и собачки-6. При раскрутке несущего винта по мере увеличения скорости вращения действующая на противовес 1, центробежная сила начинает поворачивать противовес и собачку 6 . При достижении частоты вращения 108 об/мин упор собачки ограничителя отойдет вниз на столько, что при маховом движении лопасти уже не будет ограничивать ее взмах вниз. При частоте вращения несущего винта более 108 об/мин маховые движения лопастей вниз ограничиваются постоянными упорами скобы, которые позволяют отклоняться лопасти вниз на угол 40(+-10/90)
С уменьшением частоты вращения несущего винта менее 108 об/мин (вследствие уменьшения центробежной силы противовеса) начинается обратное движение частей механизма и при частоте вращения 95 об/мин и менее пружина 3 установит противовес 1 и собачку 6 в исходное положение, при котором свес лопастей ограничивается углом в 1°40".
Как уже упоминалось выше, по способу крепления лопасти к втулке и втулки к валу редуктора, вращающего винт, несущие винты можно подразделить на шарнирные (с разнесенными шарнирами); с общим горизонтальным шарниром и с жёстким креплением лопастей.
Втулка с разнесенными ГШ не пересекается с осью вращения НВ, для них можно выделить три схемы:
Ⅰсхема: ГШ – ВШ - ОШ: а=о, - .Перпендикулярна оси ГШ.
Эта втулка имеет ряд недостатков:
-на крейсерских режимах лопасть отклоняется, в плоскости вращения её хорда становится не параллельной оси ГШ, поэтому при маховых движениях самопроизвольно меняется шаг, что вызывает запрокидывание лопасти до упоров.
-на крейсерских режимах результирующая сила R, передаваемая на лопасть ВШ, не перпендикулярна оси ГШ, что вызывает неодинаковое нагружение проушин скобы и подшипников ГШ, а это приводит к их неодинаковому износу.

Рис. 5. Втулка НВ с разнесенными ГШ (1-я схема):

Ⅱсхема: ГШ – ВШ - ОШ: а≠о, - не перпендикулярна оси ГШ.
Величина смещения ГШ подобрана такой, чтобы крейсерских режимах лопасть отклонялась относительно ВШ шарнира так, что хорда лопасти становилась параллельна оси ГШ. Тогда при маховых движениях она перемещается параллельно самой себе и это не вызывает самопроизвольного изменения шага. Результирующая сила R одинаково нагружает проушины и подшипники ГШ, но это будет только на крейсерских режимах, на других режимах втулка имеет те же недостатки, что и у 1 схемы. Кроме этого, она сложнее в изготовлении.

Рис. 6.Втулка НВ с разнесенными ГШ (2-я схема).

Ⅲ схема: ВШ - ОШ - ГШ или ВШ - ОШ - ГШ. У втулок этой схемы ГШ и ВШ поменялись местами. Втулки не имеют недостатка, присущие первым двум схемам, та как хорда лопасти здесь всегда параллельна оси ГШ. Нет потери устойчивости маховых движений, а подшипники всегда нагружены одинаково на всех режимах, зато подшипники ВШ здесь нагружаются не одинаково.
У втулки с совмещенными ГШ ось пересекается с осью вращения НВ. Лопасти крепятся к втулке через карданное соединение. Такие втулки менее прочны, поэтому используются на лёгких вертолётах.

Рис. 7. Втулка НВ с разнесенными ГШ (3-я схема):
1-ГШ;2-ВШ;3-ОШ;4-Втулка;5-лопасть.

Шарнирная втулка имеет корпус с проушинами сидящий на шлицах вала, ГШ, ВШ, соединённые скобой цапфу ОШ, к которому крепится лопасть. На вал накручивается гайка, которая через центрирующее кольцо удерживает втулку.

Рис. 8. Шарнирная втулка НВ:
1-центрирующее кольцо; 2-гайка; 3-ГШ; 4-ВШ; 5-цапфа; 6-лопасть; 7-ОШ;
8-скоба; 9-корпус; 10-вал.

Шарнирная втулка имеет три шарнира: ГШ; ВШ; ОШ. Благодаря наличию шарниров лопасть может совершать три вида вращательных движений: маховое (относительно ГШ, угол взмаха β), колебания в плоскости вращения винта (относительно ВШ угол θ), изменение установочного угла, т.е шага лопасти (относительно ОШ, угол φ) .
ГШ предотвращают опрокидывание вертолёта относительно продольной оси на режимах косого обтекания НВ и разгружают лопасти от изгибающих моментов в их корневых частях. ГШ образован проушиной корпуса втулки, в которой размещены два опорных игольчатых подшипника. Внутренняя полость пальца заполнена смазкой, которая через отверстия попадает на дорожку подшипника. В игольчатом подшипнике находится 43 иглы размером 6,5 60 мм. Наружные обоймы подшипников зафиксированы гайками, вворачиваемыми с торцов в отверстия проушин корпуса втулки и имеющими армированные резиновые манжеты. Между наружными обоймами находятся два упорных кольца. Палец соединён через проушину серьгой с корпусом гидродемпфера. Стяжная гайка, наворачивается на палец, контрится пластинчатым замком. Для предотвращения утечки масла через уплотнения при повышении давления внутри шарнира в заливное отверстие устанавливается компенсатор давления с пальчиковой диафрагмой, внутренняя полость которой сообщена с атмосферой. Нагрузки при маховых движениях лопасти в вертикальной плоскости воспринимаются игольчатыми подшипниками, осевые нагрузки от проушин скобы передаются через хромированные кольца. Масло из полости в корпусе втулки НВ поступает на смазку игольчатых подшипников.

Рис. 9. Горизонтальный шарнир:
1-корпус втулки; 2-проушина корпуса; 3-палец; 4-проушина скобы;5-подшипник

ВШ, образованный проушинами скобы и головной частью цапфы осевого шарнира, обеспечивает разгрузку лопасти в корневой части лопасти от изгибающего момента, действующего в плоскости вращения. В верхней крышке на пальце установлен компенсатор давления с пальчиковой диафрагмой, а снизу на пальце сливная пробка. Масло из внутренней полости пальца поступает на трущиеся детали подшипников, через радиальные отверстия и внутренние обоймы подшипников. Для удаления под давлением воздушных пробок из масляной полости на упорах головной части цапфы ОШ установлены пресс-маслёнка и контрольный клапан.
ОШ позволяет изменять углы установки лопасти. ОШ состоит из цапфы, упорной гайки двух опорных шариковых подшипников, гайки, корпуса, проушин, к которым крепится лопасть. Изнутри в корпусе располагаются регулировочное кольцо, тарельчатые пружины. На корпусе сверху находится заливная пробка, снизу- магнитная пробка, контрольный стаканчик; на боковой поверхности крепится рычаг поворота лопасти,на внешней торцовой – гребёнка крепления лопасти. Радиальные нагрузки при изменении углов установки лопастей воспринимаются шариковыми подшипниками, центробежная сила лопасти – через двухрядный роликовый упорный подшипник передаётся на цапфу ОШ и далее через ВШ, скобу, ГШ на корпус втулки НВ.

Рис. 10. Осевой шарнир:
1-цапфа; 2,8-гайка; 3,7-шариковый подшипник; 4,6-распорная втулка;
5-роликовый подшипник;9-корпус;10-проушины

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПО РЕМОНТУ ВТУЛКИ НЕСУЩЕГО ВИНТА НА ОАО «СПАРК»

Свою историю предприятие ОАО «СПАРК» начало 4 июня 1931 года именно тогда Приказом №364 Начальника УКГВФ авиационные ремонтные предприятия Ленинграда реорганизованы в Авиационно-ремонтную базу ГВФ.
В настоящее время предприятие предлагает свои услуги по ремонту следующих типов вертолетной техники:

Капитальный ремонт вертолетов Ми-8/Ми-17 всех серий и модификаций и комплектующих к ним.
- Капитальный ремонт вертолетов Ка-27 всех серий и модификаций и комплектующих к ним.
- Капитальный ремонт вертолетов Ка-32Т и Ка-32С и комплектующих к ним.
Также предприятие ОАО«СПАРК» предлагает свои услуги по продлению назначенных ресурсов агрегатов несущей системы, управления и трансмиссии.
ОАО«СПАРК» имеет право на продление назначенных ресурсов для следующих агрегатов вертолета МИ-8МТВ (АМТ):
- втулка несущего винта 8-1930-000 сер.02., выпущенная после 01.01.1987года;
- втулка рулевого винта 246-3914-000 сер.01;
- автомат перекоса 8-1950-000;
- промежуточный редуктор 8А-1515-000;
- хвостовой редуктор 246-1517-000;
- хвостовой вал 8А-1516-000.
Продление назначенного ресурса втулке несущего винта 8-1930-000сер.02. и автомату перекоса 8-1950-000, согласно решению № 24.2.5-1000ГА от 28.08.2003 ДПЛГГВС и ТРГАМТ России, проводится в пределах назначенного ресурса 5000 часов с межремонтным ресурсом 1500 часов и межремонтным сроком службы 8 лет.
Продление назначенного ресурса промежуточному редуктору 8А-1515-000; хвостовому редуктору 246-1517-000;хвостовому валу 8А-1516-000 и втулке рулевого винта 246-3914-000 сер. 01, проводится согласно решению № 24.2.5 - 1659 ГА от 17 декабря 2003 г. ДПЛГГВС и ТРГАМТ России.
Продление назначенного ресурса агрегатам хвостовой трансмиссии (промежуточному редуктору 8А-1515-000; хвостовому редуктору 246-1517-000; хвостовому валу 8А-1516-000) вертолетов Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ и их модификаций при выполнении ими транспортных работ осуществляется в пределах назначенного ресурса 4500 часов с межремонтным ресурсом 1500 часов и межремонтным сроком службы 6 лет, втулке рулевого винта 246-3914-000сер. 01 вертолетов Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ и их модификаций в пределах назначенного ресурса 5000 часов с межремонтным ресурсом 1000 часов и межремонтным сроком службы 7 лет.
В продлениях принимают участие представители ГосНИИГА и ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля».
Также ОАО «СПАРК» в соответствии с бюллетенями, указаниями и решениями промышленности организует проведение работ по оценке технического состояния изделий авиационной техники с целью увеличения календарного срока службы и(или) ресурсов:
планера вертолета Ми-8/Ми-17 (всех модификаций);
двигателя ТВ3-117;
двигателя ТВ2-117;
вспомогательной силовой установки АИ-9(В);
главного редуктора ВР-14;
главного редуктора ВР-8А;
лопастей несущего винта;
лопастей рулевого винта.
К выполнению данного вида работ привлекаются специалисты ГосНИИГА, ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», ОАО «Климов», ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «Редуктор-ПМ», ЗМКБ «Прогресс», ОАО «Мотор Сич» и др.
На предприятии проводятся комплексные работы по продлению ресурсов и сроков службы вертолетов и их агрегатов. Совместно с ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» и научно-исследовательскими институтами ОАО «СПАРК» выполняет программы ресурсных испытаний планера, агрегатов трансмиссии и несущей системы вертолета.
Для всего этого, предприятие обладает материальной базой в необходимых для этого условиях, площадь предприятия насчитывает – более 2 га. Для всех предлагаемых видов работ есть специализированные помещения, ангары, стенды, спецоборудование и спецтранспорт.
Остановимся более подробно на участке по ремонту втулки несущего винта, помещение предусмотренное для этого вида работ имеет площадь 450 кв метров. Персонал участка представляет собой следующий численный состав:
Во главе рабочей смены стоит мастер (1 чел.)
Бригадир (1 чел. выбирается из числа рабочих)
Рабочие (5 чел.)
Смена работает по графику 5 через 2 с нормированным рабочим днем до 17-15 и перерывом на обед.
Теперь непосредственно организация производственного процесса и описание рабочих мест.
Как известно, рационально организованное рабочее место обеспечивает условия труда, правильное построение трудового процесса, избавляет от лишних и неудобных движений, позволяет сократить затраты времени, улучшить использование оборудования, повысить качество выполняемой работы, обеспечить сохранность оборудования.
В целях обеспечения этого, организация труда предполагает осуществление комплекса мероприятий:
1. разработка перечня работ и операций основного производства и установление последовательности их выполнения;
2. подбор, профессиональная подготовка и расстановка кадров, четкое определение обязанностей каждого работника;
3. организация и оснащение рабочих мест, обеспечивающие эффективное выполнение каждым работником, производственных заданий;
4. внедрение наиболее рациональных приемов и методов выполнения работ;
5. создание необходимых санитарных и производственно-бытовых условий, обеспечивающих гигиену и безопасность труда, регламентация режимов труда и отдыха работников;
6. установление норм труда и его оплаты, выбор форм морального и материального стимулирования роста производительности труда;
Производственный участок по ремонту втулки несущего вида несомненно отвечает всем этим требованиям. Согласно руководящим документам участок сертифицирован и имеет паспорт в котором отображены все необходимые аспекты касающиеся производственного процесса в целом

Табл. 1
Сведения о Производственном персонале участка.
№ п.п Фамилия, Имя, Отчество Год рождения Образование Разряд № свидетельства на право ремонта авиатехники № удостоверения об окончании ПТК Шифр инстр. клейма Замечания мастера
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1
2

Мастер участка__________________________
"_____" ____________________________2010г.

На таблице 1 представлен внешний вид страницы паспорта, показывающий уровень технической подготовки персонала, есть графа для нареканий от мастера, сведения о дате последнего ПТК, что позволяет проверяющему или сертифицирующему органу самостоятельно оценить квалификацию и иерархию коллектива участка.
На Таблице 2 – страница паспорта представляющая перечень документов действующих на данном участке, что помогает персоналу, в работе оценивать дополнения к ранее изданным документам, дату изменений, и полный список того, что возможно понадобиться в работе

Табл.2
Перечень технологических документов действующих на данном участке.
№ п.п Наименование технологического документа ШИФР Дата внедрения Внедренные листы изменения технологических документов,тех. Указания,Дополнения
1 2 3 4 5
1
2

Название третьей таблицы свидетельствует о странице паспорта, в которой указан перечень тех номенклатурных документов, которые непосредственно должны знать работники участка и выполнять все пункты этих документов. Ответственность за выполнение, возлагается на мастера участка, контроль за ведущим технологом.

Табл.3
Перечень приказов, указаний и бюллетеней, подлежащих выполнению на данном участке.
№ п.п Наименование документа Дата внедрения Место хранения документа Примечания
1 2 3 4 5
1
2

Мастер участка________________ Ведущий технолог_________
"___" ________2010г. "___" ________2010г.

Как выше было сказано, участок по ремонту втулки несущего винта, полностью отвечает всем требованиям трудового законодательства, нормам пожарной безопасности, сведения об этом и документация на эту тему внесена в следующую страницу паспорта, отображенную в таблице 4.

Табл.4
Перечень инструкций НПО, Охране труда, Технике безопасности и Противопожарным правилам,действующим на участке.
№ п.п Наименование документа ШИФР Примечания
1 2 3 4
1
2

Мастер участка________________ Ведущий технолог_________
"___" ________2010г. "___" ________2010г.

Также в паспорте отображено все оборудование (Таблица 5), что удобно при инвентаризации, и разграничении ответственности работников за свои рабочие места.

Табл.5
Перечень оборудования Участка.
№ п.п Наименование оборудования № эксплуатационного паспорта/инвентарный № Фамилия ответственного лица Примечания
1 2 3 4 5
1
2

Мастер участка________________ Ведущий технолог_________
"___" ________2010г. "___" ________2010г.

В паспорте участка (таблица 6) обязательно есть страница, в которой проверяющий ОТК или ОГТ может оставить запись о нарушениях выявленных в ходе проверки при продлении срока действия паспорта или проверить исполнения по ранее оставленным замечаниям, со сроками действия паспорта или последним продлением проверяющий может ознакомиться на следующей странице паспорта участка (таблица 7).

Табл.6
Замечания по исполнению технологий, технической культуре и состоянию участка.
№ п.п Замечания проверяющих лиц: мастера, мастера ОТК, инженера ОГТ и др. Подпись, должность, дата. Исполнение по замечаниям. Подпись, должность, дата.
1 2 3
1
2

Табл.7
Сведения о проверке и продлении паспорта производственного участка.
Отметка о продлении паспорта ДАТА Должность Подпись
1 2 3 4
Паспорт участка проверен и дополнен. Срок действия продлен До "__"________20__г.

На последней странице паспорта зачастую проверяющий следит, чтобы заявленное количество листов совпадало с фактическим, есть или нет вклейки, состояние паспорта, условия его хранения, по которым он может сделать вывод о состоянии влажности в рабочее время на участке. Технолог, Начальник ОТК и Главный инженер ставят свои подписи при изготовлении паспорта или при замене на более новый. Внешний вид последней странице отображен схематически (Таблица 8).

Итак, 12 АРЗ (Хабаровск) сдал в 2011 году 14 вертолетов, в том числе по ГОЗ - 10 (два Ми-24 и пять Ми-8, планировавшихся к сдаче годом ранее по прямому контракту с Минобороны, и три Ми-8 из ГОЗ отчетного года уже по контракту с ОАО «Авиаремонт»). Кроме того, был отремонтирован Ми-8 зав. №96360 для МЧС за 22 138 тыс. руб., а также три вертолета этого же типа для гражданской авиации.

150 АРЗ (Калиниград) сдал в прошлом году заказчикам 18 вертолетов. Минобороны РФ получило лишь два Ми-8 с ценой ремонта одного борта в 22 199 тыс. руб., хотя планировалась сдача еще четырех Ми-24 и двух Ка-27/29. Стоимость ремонта одного Ми-24 оценивается в 30 040 тыс. руб., а Ка-27 - в 46 520 тыс.руб. В рамках военно-технического сотрудничества сданы шесть Ми-14 (цена 26 760 тыс.руб. за один), четыре Ми-24 (по 38 559 тыс.руб. за один), три Ми-25 (по 23 029 тыс.руб. за один) и два Ка-28 (по 37 288 тыс.руб. за один). Также один вертолет Ми-8 по цене 21 385 тыс.руб. получила ГА РФ.

419 АРЗ (Горелово) провел ремонт 36 вертолетов. Минобороны получило из них 19 (семь Ми-8, девять Ми-24, два Ка-27 и один Ка-28). Цена ремонта в рамках ГОЗ составила Ми-8 - 22 071 тыс. руб., Ми-24 - 27 100 тыс. руб., Ка-2728 - 36 150 тыс. руб. Также были сданы шесть Ми-24 для МВД России (по 14 972 тыс.руб. за один) и восемь Ми-24 для Судана (по 40 166 тыс. руб. за один). Три вертолета Ми-8 получила гражданская авиация.

810 АРЗ (Чита) сдал МО РФ 11 вертолетов (два Ми-8 и девять Ми-24). Стоимость ремонта одного Ми-8 составила 24 119 тыс. руб., а Ми-24 - 26 539 тыс. руб. Кроме того проводились работы по ремонту перуанской авиатехники по договору с Рособоронэкспортом от сентября 2010 года, предусматривающим ремонт шести Ми-25 и двух Ми-17. Первые четыре из них были сданы в феврале 2012 года.

К сожалению, 356 АРЗ (Энгельс) развернутых данных о своей работе не публикует. Из тендеров известно, что в прошлом году были отремонтированы девять вертолетов Ми-8 авиации ФСБ (базирующиеся на Северном Кавказе Ми-8МТ зав. №93373,93402,94164 и дальневосточные Ми-8МТ зав. №93560,94526, Ми-8МТВ-2 зав. №95343,95345,96228,96231) и вертолет Ми-8МТВ-1 Уральского таможенного управления RF-38372.

Данных о возможном проведении в 2011 году ремонта вертолетов типа Ка-27 на 322 АРЗ пока не опубликовано.

Также в ЖЖ alexeyvvo опубликован интересный материал относительно мнения ОАО "Вертолеты Росссии" и Рособоронзаказа по нашумевшему тендеру Министерства обороны России на закупку 50 легких вертолетов .

Нашумевший, но в итоге несостоявшийся тендер Минобороны на поставку пятидесяти легких вертолетов оказывается имеет небольшое продолжение.

7 марта этого года "Вертолеты России" подали жалобу в Рособоронзаказ, в которой была высказана точка зрения, что аукционная документация составлены с нарушением антимонопольного законодательства и законодательства на размещение заказов на поставку товаров для государственных нужд. В частности, в жалобе утверждается, что изложенные в аукционной документации технические требования соответствуют вертолетам конкретного производителя - Eurocopter AS 350 и AS 355.

Продукция Вертолетов России не проходит по таким параметрам как тип силовой установки (заявлен газотурбинный двигатель с цифровым управлением, в то же время Ми-34С оснащается поршневым), направление вращения несущего винта (заявлено - «по часовой стрелке», у собираемой по лицензии Augusta Westland - против часовой стрелки, а Ка-226 имеет соосную схему винтов), максимальный взлетный вес (заявленным требованиям не отвечают Ми-34С, Ка-226 и Ансат-У), тип шасси (заявлено - высокое полозковое, у выпускаемых Вертолетами России Ка-226 и Ансат-У - колесное, причем отмечено, что Ансаты комплектуются таким шасси именно по требованию МО РФ). Кроме того, в жалобе отмечено, что заявленные сроки поставки такого количества вертолетов до конца ноября текущего года невыполнимы, поскольку технологический цикл составляет от 12 до 15 месяцев. Из нарушений законодательства о закупках отмечено в аукционной документации расчетов и ссылок на обоснование начальной (максимальной) цены контракта, для которой использовались расчетно-калькуляционные материалы поставщиков товаров.

Жалоба была рассмотрена Рособоронзаказом 19 марта. В процессе ее рассмотрения был сделан вывод, что «Вертолеты России в жалобе исходят из позиции того, какую технику могут поставить они сами, а не такую технику, какая нужна Минобороны. Производимая обществом вертолетная техника не в полной мере отвечает потребностям МО». В связи с этим все доводы Вертолетов России отклонены, поскольку в аукционной документации формально соблюдены все требования по перечислению функциональных и технических характеристик товара, параметров эквивалентности по этим параметрам, не указаны торговые марки и наименования производителя.

Содержащиеся в жалобе указания на нарушение законодательства о закупках в целом подтвердились, на запрос Рособоронзаказа о предоставлении документов, положенных в основу расчета начальной цены контракта, Минобороны ответа не предоставило. Принято решение о рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по двум статьям КоАП.

От себя могу добавить, что меня несколько удивило такое решение Рособоронзаказа. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с аналогичными ситуациями, но рассматриваемыми в ФАС. Так вот там просят заказчика ответить на два вопроса:

Чем обоснована его потребность именно в таких характеристиках товара (конкретно в этом тендере мне неясно, что такого принципиального для фельдъегерской и почтовой служб МО в направлении вращения винта. На мой взгляд, значимыми должны являться не просто технические показатели, а результат работы «товара» - в данном случае количество пассажиров, грузоподъемность, дальность, расход топлива, то есть те самые функциональные характеристики).

Существуют в реальной жизни товары других производителей, кроме прозвучавшего здесь Eurocopter, которые полностью проходят по всем заявленным параметрам эквивалентности или все же прописаны характеристики под одного производителя, пусть и без указания конкретной торговой марки.

Интересно бы услышать ответ Минобороны на эти вопросы…

П.С. Адрес странички с жалобой и решением по ней:

В июле месяце OmskSpottingClub побывал с экскурсией на Омском заводе гражданской авиации... Каждый, кто ехал в аэропорт на 60 автобусе, проезжал мимо вертолета на постаменте и административного корпуса с аббревиатурой "ОЗГА". Разумеется, мы, как авиалюбители, не могли оставить без внимание данное авиапредприятие... Написали письмо и вскоре получили добро от руководства на посещение.

1. 5 февраля 1945 года на основе производственных мощностей авиарембазы № 406 г. Актюбинска созданы «Омские авиационные ремонтные мастерские № 41 Западно-Сибирского управления гражданского воздушного флота» (АРМ-41 ЗСУ ГВФ). С 1945 по 1956 годы — в мастерских был проведен капитальный ремонт 1235 самолетов По-2 и 2008 авиадвигателей М-11.

В 1956 году АРМ-41 освоили и приступили к ремонту нового типа самолета — Як-12 и двигателей АИ-14 Р. С 1956 по 1969 год были капитально отремонтированы 695 самолетов Як-12 и 1931 двигателей АИ-14 Р. В 1960 году — освоен ремонт вертолета Ми-4. С 1961 по 1985 года — предприятием выполнен капитальный ремонт на 2638 вертолетах марки Ми-4.

2. В 1969 году — приказом Министерства гражданской авиации авиационные мастерские были переименованы в завод № 41 гражданской авиации. В конце 60-х годов — заводом освоен ремонт вертолетов Ми-8 (Т, П, ПС). В 1994 году освоен ремонт вертолетов Ми-8 МТВ-1. Всего за период с 1969 отремонтировано более 5000 вертолетов Ми-8 различных модификаций. Ми-8 на сегодняшний день является основным типом ВС, проходящим ремонт на заводе. Памятник данному вертолету установлен перед заводом. В феврале 2015 года «Омский Завод Гражданской Авиации» отметил 70-летие со дня организации.

3. Памятник Ми-8. Ми-8 - RA-22217 - ОмскАвиа (AirUnion) /1976/

4. После небольшого экскурса об истории завода мы отправились осмотреть цеха, летно-испытательную станцию и площадку готовых изделий. Цех разборки вертолетов перед ремонтом. В наш визит здесь находилась хорошо знакомая мне машина из родного Казахстана

5. Насколько понял по хвостовой балке - перед нами Миль Ми-8АМТ(Ми-171/Ми-172) - UP-MI705 - Казахстан - МЧС (Казавиаспас) /2006/

6.

7. Следующий цех был представлен различными участками по разбору агрегатов, ремонту автомата перекоса

8.

9. Готовые корпуса

10. Тележки для хранения лопастей и крановое устройство для их погрузки

11. В следующем цеху нас встретили еще четыре вертолета в процессе сборки после ремонта. Еще один "казахстанец" - Ми-8МТ - UP-MI818 - Восточно-Казахстанское АП (КГКП АП ВКО), встречался в Усть-Каменогорске

12. Залез повыше на авиа-стремянку

13. Наш гость из Питера и экс-омич tramracer

14. А данный вертолет в 2014 году снимал на авиашоу в Новосибирске на аэродроме Мочище в 2014 году. Ми-8Т(ТВ) - RA-22586 -
Ельцовка /1979/

15.

16.

17. Ми-8Т(ТВ) - RA-24294 - Nordstar (Таймыр) /1988/

18. Коллеги driver_gazelle и rodik_spotter

19. Комплектующие ждут своего срока

20. Цех покраски. Окрашивание в ливрею готового вертолета происходит в ночные смены.

21. Когда все процессы завершены - вертолет готов, то он буксируется на летно-испытательную станцию. Ми-8Т(ТВ) - RA-24138 - Nordstar (Таймыр) /1988/

22. Заправщик на базе МАЗа и установка АПУ на базе Урала (совсем недавно снимал такие на военном аэродроме Сокол)

23. Вертолеты, по всей видимости, в процессе

24. Местные тракторы

25.

26. Списанные борта

27.

28. Здесь же стоят большей частью борта а/к "Томскавиа", ныне банкрота в ожидании своей судьбы и других авиакомпаний. Среди замеченных RA-22848, 22590, 24570, 24656, 24661, 22205, 24843, 24644, 22646, 22644, 24211, 24242, 24674, 24582, 22672, 22671, 24742, 22243, 25360, 24737.

29. Один из представителей - оранжевенький - RA-24644 - Томск Авиа /1981/

30. Синенький - Ми-8П(С) - RA-22243 - Томск Авиа /1976/

31. Дорога вдоль "вертушек" ведет к двум площадкам - взлетно-посадочной и динамической. где испытываются системы вертолета, его мощность, грузоподъемность... Вот так она выглядит. Вертолет цепляют специальными тросами и замеряют показатели.

32. alexey_raptor за работой

34. Площадка взлета и посадки. Все полеты согласуются с Омским региональным центром воздушного движения в Омском аэропорту.

35. Одно из колес можно фиксировать на поворотной площадке, вследствие чего вертолет можно легко вращать...

36. Вот-так приммерно выглядит взлет с площадки... Ми-8Т(ТВ) - RA-25556 - АэроБратск (Братское АП) /1983/

37. Еще один взгляд на ряд "мишек"

38. Ми-8МТ - RA-25510 - Nordstar (Таймыр) /1991/ - почти готов к передаче заказчикам.

39. С любезного разрешения посетили данный борт. Кабина практически новой машины!

40. Салон

41. Рядышком борт перелетевший с аэродрома ОЛТКГА им. Ляпидевского в Калачинске - видимо будут перекрашивать его в новую ливрею колледжа, ну и отремонтируют, если надо - 8АМТ(Ми-171/Ми-172) - RA-22434 - Омский ЛТК ГА /2009/

42. И небольшая выборка из вертолетов, проходивших ремонт на ОЗГА. Ми-8МТ - RA-25738 - Авиашельф /1992/

43. Ми-8МТ - EY-25149 - Авиалинии Таджикистана /1990/. Приходили на ремонт и другие борта из Азии - Китая, Казахстана, стран ближнего Востока.

44. Ми-8МТ - RA-24712 - СКОЛ /1984/

45. Ми-8Т(ТВ) - RA-24436 - Сибавиатранс - СИАТ (AirUnion) /1986/

46. Ми-8Т(ТВ) - RA-24689 - Турухан /1981/

47. Ми-8МТ - RA-25502 - UTair - Вертолетные услуги (Нефтеюганский ОАО) /1991/ - работал по миссии ООН в Западной Сахаре

48. Зимой как-то снимали и вот такого яркого - Ми-8Т(ТВ) - RA-24468 - АвиаПАНХ /1986/

Выражаем благодарность за приглашение и экскурсию руководству Омского завода гражданской авиации!

Взят у max_sky в Вторая жизнь вертолетов: Блог-тур на Омский завод гражданской авиации

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

 


Читайте:



Курс, семинар, тренинг Отдел снабжения: эффективная работа с поставщиками Основные программы и направления тренингов

Курс, семинар, тренинг Отдел снабжения: эффективная работа с поставщиками Основные программы и направления тренингов

Доверив специалистам управление торговым ассортиментом и товарными потоками, руководство определяет необходимые полномочия и зоны их...

Как заполнить заявление на регистрацию ИП по форме Р21001

Как заполнить заявление на регистрацию ИП по форме Р21001

Первый вопрос, который интересует всех будущих предпринимателей - это сколько стоит открыть ИП. В случае самостоятельной регистрации ИП, стоимость...

Тайное становится явным Драгунский денискины рассказы тайное становится явным

Тайное становится явным Драгунский денискины рассказы тайное становится явным

Я услышал, как мама в коридоре сказала кому-то:— Тайное всегда становится явным.И когда она вошла в комнату, я спросил:— Что это значит, мама:...

Пути совершенствования контроля качества продукции Методические основы анализа организаций технического контроля качества на предприятии

Пути совершенствования контроля качества продукции Методические основы анализа организаций технического контроля качества на предприятии

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка...

feed-image RSS