Главная - Рождаемость
Сколько зарабатывают писатели? Сколько зарабатывают современные российские писатели Средний заработок новичка в мире писательства

Кто тут сетовал на то, что российскому писателю невозможно прокормиться пером? Лям гринов за роман вполне себе неплохое подспорье;)

Журналист Максим Кононенко - о том, вправе ли книготорговцы сетовать на высокие авторские гонорары

Пять представителей книжных магазинов написали открытое письмо руководству издательства «Эксмо». (См. Colta.ru) Магазины эти хоть и известные, но довольно небольшие, торгующие так называемой интеллектуальной литературой (чтобы это ни значило). Это уточнение важно, поскольку если продавцы «умных книг» пишут такие дикие вещи, то страшно подумать, что тогда творится в головах у крупных сетевых книготорговых компаний.

А в письме написано вот что. Издательство «Эксмо» просит установить фиксированную цену на последний роман Виктора Пелевина «Бэтман Аполло» (555 рублей). Просьба, конечно, довольно странная, поскольку в условиях свободного рынка каждый продавец сам устанавливает ту цену, которую хочет - главное, чтобы покупали. При этом отпускная цена издательства на «Бэтман Аполло» - 440 рублей. Многие люди не хотят покупать Пелевина не то что за 555 рублей, но и за 440 рублей (хотя по европейским меркам это довольно скромные цены) - ну и в чем проблема, спрашивается? Не продавали бы, раз издательство столь дорого ценит далеко не самый удачный роман.

Однако книжные магазины хотят этот роман продавать. И хотят на нем заработать столько же, сколько они привыкли зарабатывать на других книгах. И именно эта, мотивировочная часть письма, выглядит совершенно чудовищно.

Итак, киноготорговцы пишут, что «Эксмо» заставляет их продавать книгу с наценкой всего в... четверть цены! Я специально сделал отточие, чтобы вы поняли весь уровень наглости: 25% прибыли книжному магазину мало! Дальше прямая цитата: «Средняя наценка в российских магазинах колеблется между 38% и 100%. В среднем - 70%».

Еще раз, если кто-то не понял: средняя наценка на книгу в книжных магазинах России составляет 70% от отпускной цены издательства. А кто платит автору книги? Правильно, издательство. Издательство платит автору процент от той цены, по которой продает книгу магазину.

Вот, например, подготовил я книгу «Владимир Владимирович™». Издательство «Колибри» ее издало на роскошной бумаге под отличной обложкой. И продало магазинам по 70 рублей за экземпляр. Мой гонорар - от 10 до 15% от этих вот 70 рублей. То есть около 10 рублей за экземпляр.

А знаете, сколько эта книга стоила в магазинах? От 180 до 200 рублей за экземпляр. То есть магазин получал с каждой проданной книги 100 рублей. В десять раз больше, чем я - автор книги. И книготорговцы мало того что считают это нормальным, так еще и пишут возмущенное открытое письмо, когда их норма прибыли падает.

Но дальше - больше. Продавцы «умных книг» не останавливаются на своем жлобстве, а путем простых вычислений пытаются показать читателям, почему именно отпускная цена издательства «Эксмо» на книгу «Бэтман Аполло» составляет 440 рублей, притом что в печати она должна стоить рублей 60. Оказывается (ну вы подумайте!) издательство «Эксмо» выплатило автору Виктору Пелевину гонорар более чем в $1 млн. И теперь еще одна прямая цитата: «Если такой беспрецедентный гонорар для российского писателя имел место, то нам кажется, что Вы совершили ошибку. Российский книжный рынок достаточно слаб, и подобные гонорары (вполне европейские) никак не могут способствовать его усилению и введению «общих правил», за которые Вы всегда публично ратовали».

Продавцы «умных книг» совершенно не стесняются того, что эти их слова прочитают авторы книг. А ведь авторы книг относятся к своим книгам несколько иначе, чем книжные магазины и даже издатели. Написать нормальную книгу - это как минимум год работы. Написать хорошую книгу - это годы работы. И сколько получит автор средней руки за одну нормальную книгу? $5 тыс. $10 тыс. За год работы. Это меньше, чем по $1 тыс. в месяц. Если книга будет успешной - гонорар может составить тысяч сто. Года за три работы. Но это бывает редко. За того же «Владимира Владимировича™» я получил, кажется, 250 тыс. рублей - за три года ежедневных историй и год работы непосредственно над рукописью (тысяча комментариев к уже написанным историям). За «День отличника» мне заплатили $5 тыс. Всё.

Скажите, дорогие мои продавцы «умных книг», - вы что, считаете себя умнее тех, чьи «умные книги» вы продаете? Вы хотите заработать с каждой книги в 10 раз больше автора, при этом вы продаете сотни и тысячи наименований единовременно. А у писателя книга - одна, и она как ребенок. И за эту книгу он получит жалкие крохи, меньшие, чем зарабатывает кондуктор в автобусе. Какие вам после этого «умные книги»? Будете торговать привокзальной макулатурой! А еще лучше - вообще ничем не будете торговать, раз не умеете.

Именно поэтому я давно не пишу книг, а если когда-нибудь и напишу, то ни в коем случае не отдам ее ни одному из существующих в нашей стране издательств и магазинов. Просто потому, что если я сам буду продавать ее в интернете по цене в 10 раз меньшей, чем в магазине, я заработаю уже в два раза больше, чем мне заплатили бы в издательстве.

А за Пелевина и его миллион я искренне рад. Разорите их, Виктор Олегович. Заберите у них всё.

Потому что они всем нам давно надоели.

Интересный материал о том, сколько зарабатывают современные российские писатели. На эту тему рассуждают Захар Прилепин, Герман Садулаев и другие литераторы.

Борис Акунин. Фото: Телеканал 24_DOC

Почему питерские литераторы зарабатывают меньше кассиров
Стихи и романы они пишут в свободное от основной работы время

Владимир Маяковский разъезжал по Москве на первой в СССР иномарке. Сергей Есенин был владельцем кафе и двух кинотеатров. Современные писатели и поэты о таком и мечтать не могут. Многие авторы за одну книгу (а ее можно писать несколько лет) получают около 30 тысяч рублей. «МК» в Питере» выяснил, почему сегодня так дешево ценится литературный талант.

Дарья Донцова. Фото: www.hozvo.ru

Поэтам хватает только на туалетную бумагу

— Я вообще никогда не пытался прожить на литературу, — говорит писатель Герман Садулаев (его романы входили в шорт-листы крупнейших литературных премий «Русский Букер», «Национальный бестселлер» и «Большая книга»). — Слава богу, у меня есть небольшой юридический бизнес. Да и почти все современные писатели вынуждены где-то работать. Потому что литература не кормит.

И правда, писатель Валерий Айрапетян — врач. Андрей Аствацатуров (его романы входили в шорт-листы премии им. Довлатова, «Новая словесность», «Национальный бестселлер») преподает в питерском госуниверситете. Андрей Геласимов (победитель премий «Студенческий Букер» и «Национальный бестселлер») — сценарист. Свои романы они пишут в «свободное от работы время» — ночью, в выходные, в отпуске. А иначе не выжить.

— Предположим, книга вышла тиражом 3 тысячи экземпляров, — говорит Герман Садулаев. — Многие писатели получают примерно по 10 рублей с каждого проданного экземпляра. То есть это 30 тысяч. Правда, если роман хорошо распродавался, то издательство выпустит новый тираж, предположим, уже в 5 тысяч экземпляров. И когда продадут и его, то литератор получит еще 50 тысяч рублей. Но такое редко случается.

Для сравнения, кассирша в супермаркете в год зарабатывает примерно 300 тысяч рублей. А писатель, не очень известный широкому кругу читателей, но талантливый и обвешанный книжными премиями, в лучшем случае — 80 тысяч.

Еще хуже обстоят дела у современных поэтов. Их заработки возмутили бы и гастарбайтера-дворника.

Герман Садулаев. Фото: volternews.ru

— Денег хватает на зубную щетку, туалетную бумагу, кофе и сигареты, — говорит питерский поэт Иван Пинженин. — Поэтому я работаю репетитором немецкого языка и веду праздники. Любые. Свадьбы, дни рождения, детские утренники. Стихи пишу по ночам.

В отличие от писателей, чьи книги еще худо-бедно печатают, на поэтов в издательствах смотрят как на городских сумасшедших. В большинстве случаев печатать их сборники там согласны только в том случае, если поэт сам за это заплатит.

— У меня есть сборник стихов. Но деньги на то, чтобы его напечатать, мне почему-то выделил московский фонд «Экономика и развитие». Понятия не имею, почему они обратили на меня внимание, — говорит Иван Пинженин. — В итоге я выпустил 700 экземпляров, а вырученные с продажи деньги потратил на новый тираж своего сборника. Он, кстати, почти разошелся. Вообще я из-за всего этого стараюсь не расстраиваться. Всегда вспоминаю Александра Блока: первый тираж его поэмы «Двенадцать» был всего 1700 экземпляров, и он тоже долго не мог разойтись...

Чтобы хоть кто-то услышал его стихи, Иван Пинженин гастролирует по клубам. Чаще всего провинциальным. Там он читает свою поэзию, а затем за символические 100 рублей продает собственные книги, которые везет с собой из Питера в большом чемодане. От клуба же получает «зарплату» — как правило, 60 процентов выручки от входных билетов. Только вот на поэтические вечера много людей не ходит. Если соберется 50 человек — уже хорошо. Но Ивану еще повезло, он все-таки более-менее известен, пусть и в Интернете. А вот о существовании большинства питерских поэтов вообще никто не подозревает, кроме их самих. Само собой, выступать в клуб их никто не пустит.

По словам самих литераторов, прожить на доходы от книг в России могут только коммерческие авторы, которые «специализируются» на фантастике, любовных романах и детективах. В их числе, например, Дарья Донцова или Борис Акунин. В спину им дышат Виктор Пелевин или Владимир Сорокин. Но повторить их опыт пока никто не может. Даже Захар Прилепин, хотя его последний роман «Обитель» стал самой читаемой книгой в стране по итогам прошедшего лета.

— У меня четверо детей, и прокормить их только за счет литературы я не могу, — говорит Захар Прилепин. — Поэтому половина всех моих доходов связана все-таки не с литературой, а скорее, с медиасферой. В принципе, со всех сторон ко мне текут небольшие «денежные» ручейки. Можно публиковать свои статьи в журналах, писать сценарии. Если твои книги переводят на иностранные языки, то ты и за это можешь что-то получить. У меня это все есть, но для этого мне пришлось очень долго зарабатывать себе имя, работать на него. К тому же есть еще и литературные премии, победители которых получают очень существенные вознаграждения: один-три миллиона рублей. То есть каждый год порядка 20 писателей выигрывают эти деньги. Существует, конечно, мнение, что в литературных премиях есть своя мафия, которая якобы распределяет призовые деньги только между своими, пилит их ручной пилой. Все это сказки для бедных. На кону стоят не такие уж большие деньги, чтобы пускаться ради них на такие «приключения». Все честно, и никакие знакомства в Министерстве культуры тебе не помогут выиграть, предположим, «Русский Букер».

Эдуард Лимонов и Захар Прилепин

Есть и еще одна статья доходов. Того писателя, чьи книги раскупают в магазинах влет, может «перекупить» другое издательство. Примерно как футболиста. В этом случае издательство приобретает на определенный срок (как правило, 3-5 лет) права на все уже напечатанные книги и парочку еще не написанных. Поэтому сумма, которую переводят литератору на счет, становится очень внушительной. Допустим, только одна книга может стоит 300-500 тысяч рублей... Но такая удача улыбается лишь единицам.

— Для многих остальных литераторов писательские доходы стремятся к минимуму, к нулю, — признается Захар Прилепин. — А тут еще эта идиотская либеральная идея, что писатель вообще не должен получать деньги за свою профессию. Мол, в проклятом СССР государство платило литераторам 2 тысячи рублей за поэтическую книжку, и это было ужасно, это тоталитаризм! Лучше как сейчас — когда писатели ничего вообще не получают и тихо где-то в безвестности подыхают. Писатели во времена СССР получали бесконечное количество удовольствий и благ от советской власти. Исаак Бабель, например, общался с чекистами, считался у них своим человеком, был на дне рождения у Ежова. А имажинисты — Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич — имели кафе, два кинотеатра. Их кафе было освобождено от налогов. И, кстати, это было единственное заведение в Москве, которое могло работать до 2 часов ночи. Все остальные закрывались в 10 часов вечера. Эти поэты садились на поезд и ехали по своим собственным маршрутам на гастроли по стране. А Маяковский разъезжал на первой в СССР иномарке... Конечно, жизнь того же Есенина, безусловно, нельзя было назвать прекрасной. Но он зарабатывал! Он признавался, что получает рубль за строку. Так же как, кстати, и Анна Ахматова. Для сравнения, зарплата секретарши в то время была около 15 рублей, а квалифицированного работника — 25. Но лучше всего жилось литераторам в позднем СССР. Три хорошие журнальные публикации — и ты можешь купить автомобиль.

Литературный оборвыш

Государственная поддержка литературы, которая была в СССР, до сих пор существует во многих европейских странах.

— Например, в Эстонии государство за свой счет издает книги малоизвестных писателей или поэтов. Пусть даже крошечным тиражом в 100 экземпляров, — говорит Герман Садулаев. — Но зато их литераторы нормально работают, развивают эстонский язык, культуру. Похожая ситуация в Норвегии. Когда там поняли, что их собственная литература медленно умирает, они выделили огромное количество грантов для литераторов, которые пишут свои произведения на норвежском языке и переводят чужие. В итоге на весь мир прогремел, например, автор детективов Несбе. Для сравнения, у нас есть великий и всеми признанный писатель Юрий Мамлеев, который очень много сделал для современной русской литературы. Но его книги издаются крошечными тиражами, потому что эта литература очень сложна. И он буквально бедствует! Недавно ему нужна была какая-то помощь на лечение. И мы всем миром собирали ему деньги. Но такого быть не должно! И мы, наконец, обязаны понять, что культуру необходимо поддерживать, она сама себя никогда окупить не сможет. В конце концов это важно для самосознания нации, для ее гордости. Иначе скоро у нас не останется ничего своего...

Юрий Мамлеев. Фото: mag.afisha.ru

Кроме грантов и стипендий для заслуженных писателей (их имена должно определить экспертное сообщество), писатели предлагают хоть как-то поддержать книжные магазины.

— Например, им нужно снижать арендную плату, — считает писатель Андрей Аствацатуров. — Сейчас же получается, что люди, открывшие винный и книжный магазины, платят государству одинаковую сумму. Это неправильно.

Не исключено, что, если государство хоть как-то обратит внимание на литературу, у нас наконец появятся большие писатели. Пока же новых имен нет...

— Я знаю много людей, которые написали одну-две книги и ушли из литературы, — рассказывает писатель, директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов. — Они говорили: все, я больше не буду морочиться, потому что труда много, а в материальном плане получаешь, как говорится, шиш да лука мешок. И эти люди уже не вырастают в больших писателей, хотя могли бы. Они скукоживаются и уходят из этой профессии. А многие из тех, кому идти уже некуда, люмпенизируются. Смотришь иногда на известного писателя, а он одет как оборвыш последний, и нет вокруг него облака благополучия. В свое время похожая ситуация была в системе образования. Когда случился кризис, первыми оборвышами стали профессора, доценты, преподаватели вузов. И многие молодые на них смотрели так: ну, чему ты можешь меня научить в своих стоптанных ботинках, ты ж неудачник, а я не хочу повторить твою судьбу! К слову, нашу систему образования мы в итоге потеряли. Главное, чтобы этого же не случилось и с литературой.

Текст: Екатерина Дементьева

05/10/2010

Этой осенью Стивена Спилберга чуть-чуть не засудили... за плагиат. Своей свободой живой классик Голливуда рисковал из-за картины «Паранойя», исполнительным продюсером которой являлся. Действительно, сюжет этого молодежного триллера, мягко говоря, «с бородой». Режиссер фильма и соратник Спилберга Ди Джей Карузо рассказал историю о задиристом старшекласснике, попавшем под домашний полицейский арест. Ограниченный в передвижениях, он уселся наблюдать за домом напротив. Спустя какое-то время парень вычислил, что его вежливый и молчаливый сосед - изощренный маньяк.


В итают в воздухе
Казалось бы, чего судебный огород городить: бюджет картины всего 20 миллионов долларов. Однако «Паранойя» удостоилась нескольких номинаций на разные кинематографические премии вроде Peoples Choice Awards (выбор народа) и даже претендовала на коробку золотого попкорна от MTV за лучший поцелуй актеров. А о признании народном говорит бокс-офис фильма — простые зрители купили билетов на 117 миллионов долларов. И вот от этого американского пирога захотели откусить свой кусок главы адвокатского фонда Sheldon Abend Revocable Trust. Они утверждали, что Спилберг и Ко фактически сделали ремейк фильма Альфреда Хичкока «Окно во двор». Хичкок же на законных основаниях еще в 1954 году снял одноименный фильм по рассказу Корнелла Вулрича. А права на него как раз и принадлежат фонду Sheldon Abend Revocable Trust. Стало быть, Спилберг цинично воспользовался литературным наследием Вулрича. Впрочем, суд отверг претензии истцов и закрыл дело. Да, и у Хичкока, и у Карузо человек, ограниченный в передвижениях, от скуки глазеет в окно и раскрывает преступление. Однако кроме этого ничего больше не сходится: герои разные, преступники разные, убийства иные, время и место действия не сходятся... так что фильмы разные. Case, как говорится в таких случаях, dismissed.

Эти слушания так и остались бы досадным недоразумением, не будь Спилберг уже не первым режиссером, схваченным Фемидой за руку по делу о плагиате. Ведь если отвязные актеры, как правило, отвечают в суде за мордобой, пьянство за рулем и наркотики, то режиссеров обычно обвиняют в присвоении чужой интеллектуальной собственности. Так, некий мексиканский кинодеятель заявил, что Мел Гибсон скопировал в своем «Апокалипсисе» некоторые сцены из его фильма «Возвращение в Ацтлан». Другой мастер, живописующий конец света, Роланд Эммерих аж дважды представал перед судом: сначала в плагиате его обвинил профессор из Гарварда — он заявил, что Эммерих нагло заимствовал идеи для «Послезавтра» из его романа «Девятый полярный день». А потом Эммериха уличил в воровстве идей некий китайский драматург. Китаец даже подсчитал количество сцен из двух его пьес, которые Эммерих дословно воспроизвел на экране, — 308. Американский сценарист Дэннис Хантер в судебном порядке потребовал миллион долларов от Квентина Тарантино: мол, enfant terrible Голливуда украл у него идею дилогии «Убить Билла». Досталось и создателю «Аватара» Джеймсу Кэмерону.

Конечно, главным аргументом «защиты» является заученная мантра: мол, идеи витают в воздухе. И все уже придумано до нас, так что в плагиате можно обвинить практически любого режиссера, если он не заплатил денег за права.

Ч то почем
И что остается «бедным» мастерам культуры? По-своему интерпретировать известные сюжеты. Не случайно права на ремейк, сюжет, экранизацию книги, комикса или компьютерной игры стоят куда дороже, чем так называемый оригинальный сценарий (screenplay). Средняя ставка члена американской Гильдии сценаристов — всего 50 тысяч долларов. Именно за такие деньги можно купить качественный сценарий среднебюджетной картины типа «Паранойя». В то время как суммы, которые продюсеры тратят на покупку действительно свежей story, почти всегда исчисляются миллионами. Например, Джоан Ролинг продала в кинематографическое рабство поттериану за два миллиона долларов. И выторговала у Warner Brothers процент от проката последующих картин и всего мерчендайзинга, производимого по мотивам фильма. Сегодня ее состояние оценивается почти в миллиард фунтов стерлингов.

После продажи прав на роман «Ниже нуля» банковский счет культового американского писателя Брета Истона Эллиса пополнился миллионом долларов. За право превратить компьютерную игру Halo в фильм 20th Century Fox должна была заплатить 10 миллионов долларов. Оригинальный сюжет «Терминатора» — если кто-то захочет снять продолжение или ремейк — обойдется в 29,5 миллиона долларов. Компания Marvell, издающая комиксы, и вовсе не рассматривает предложения ниже десяти миллионов. Так, производственный бюджет второй части «Человека-паука» увеличился на 20 миллионов долларов только из-за того, что в эту сумму обошлось приобретение прав на графические романы про человека-паука. Но, выплачивая такие умопомрачительные деньги, создатели рассчитывают на сверхприбыль. Речь-то идет о произведениях, уже зарекомендовавших себя в коммерческом плане. А вот на высокое искусство никто тратиться не желает.

Писатель Джон О`Брайен в начале 1990-х разрешил режиссеру Майку Фиггису снять фильм по своей книге «Покидая Лас-Вегас» всего за две тысячи долларов. Вдова Грэма Грина в 2002 году получила за право на ремейк картины «Тихий американец» по роману своего знаменитого мужа всего порядка тысячи фунтов стерлингов. Впрочем, сам писатель, когда заходили разговоры об экранизации романов, предпочитал курить в сторонке. В прямом смысле слова: так, в 1949 году он не торгуясь расстался со своим классическим романом «Третий» всего за несколько сотен фунтов и... коробку сигар.

Э то по-нашему
Столь же беспечно к своей интеллектуальной собственности относились только советские мастера культуры. Классик российского кинематографа Эльдар Рязанов признался «Итогам»: «Мы с Эмилем Брагинским в 1994 году продали права на экранизацию двух своих картин «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Служебный роман». Времена были странные, мы с Эмилем были совершенно не подкованы в юридических вопросах и получили за это копейки. «Легкий пар» в новом виде мы уже видели, а «Роман» я даже не собираюсь смотреть». Премьера картины «Служебный роман. Наше время» намечена на 17 февраля 2011 года. Производством занималась кинокомпания «Леополис». Однако в компании не горят желанием обсуждать юридическую изнанку проекта. На сайте висит информация, что в 1990-х правообладателем на пьесу Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Сослуживцы» (она легла в основу фильма) стал Александр Атанесян. Некоторое время назад их выкупил у режиссера и продюсера глава «Леополиса» Сергей Ливнев. Он же стал одним из продюсеров новой версии советского хита.

Вообще свежие идеи в нашем новом кинематографе очень редко конвертируются в хрусткие купюры. Количество прибыльных фильмов можно посчитать на пальцах, один из них, к слову, — «Ирония судьбы: Продолжение». Недаром продюсер Сергей Сельянов почти в каждом интервью говорит, что кинематограф в нашей стране дело убыточное. Так почему бы не попробовать обратиться к хорошо зарекомендовавшим себя старым хитам? Владимир Меньшов даже не подозревал, что режиссер Андрей Кудиненко делает ремейк его фильма 1976 года «Розыгрыш». «Мне сообщили об этом, когда картина была закончена, — заявил Меньшов «Итогам», — и пригласили на премьеру. Формально я даже не знаю, должны ли были авторы новой версии обращаться ко мне. Сюжет этого нового фильма очень косвенно соприкасается с моей картиной». Автором сценария оригинального фильма был Семен Лунгин, и новый фильм снимался на студии его сына, режиссера Павла Лунгина. «Права на сценарий «Розыгрыша» никому никогда не передавались и не продавались, — рассказал «Итогам» Павел Лунгин, — они принадлежат мне как наследнику. Мы переделывали не фильм, а сюжет, придуманный моим отцом. Сценарий был изменен практически до неузнаваемости».

Нынешние сценаристы, режиссеры и писатели гораздо более прагматичны. Так, по слухам, знаменитый Борис Акунин просит кинематографистов не беспокоить его, если они не могут предложить больше 500 тысяч евро. «Умные» книги и сценарии по-прежнему стоят недорого. Обладатель премии «Национальный бестселлер» Андрей Геласимов признался «Итогам», что продал права на экранизацию одного из своих романов, отмеченных многочисленными премиями, за 25 тысяч долларов. Оригинальный сценарий, по словам одного известного продюсера, и тот стоит дороже — порядка 30 тысяч евро. «В среднем сегодня, — говорит Геласимов, — некоммерческому автору предлагают 10—15 тысяч долларов за книгу. И это ничтожно мало. Глобальный кризис очень отразился на кинопроизводстве, и ставки сильно упали. В разы. Недавно я встречался с сотрудником одной крупной кинокомпании и спросил, сколько бы они заплатили за права на экранизацию, скажем, книги Людмилы Улицкой. Она сказала: «Нисколько. Мы такой фильм не продадим». Вот вам и цена названа. Ноль. Это при всем значении Улицкой для современной культуры. Делайте выводы».

Вывод напрашивается такой: российский рынок прав на кинематографические версии и ремейки развит почти как голливудский в смысле гонораров. Да только качество фильмов в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Мы даже научились покупать и продавать права. Правда, пока серьезные деньги, уплаченные за сюжеты и истории, все чаще оказываются выброшенными на ветер. Не видно что-то пока Спилбергов в родном отечестве.

(Цитаты из статьи, курсивом мой комент).
Журнал Forbes опубликовал список наиболее хорошо зарабатывающих писателей по результатам 12 месяцев с 1 июня 2013 года по 30 мая 2014 года. Американский писатель детективов Джеймс Паттерсон вернулся на первое место в рейтинге. За последние двенадцать месяцев писатель заработал $90 миллионов . Он известен тем, что открыто использует «писателей-негров». С помощью таких «соавторов» Паттерсон выпускает 14 книг в год! «Я не великий стилист прозы. Я рассказчик. Существует множество людей, которым не нравится то, что я пишу, к счастью, есть миллионы людей, которым это нравится!» В принципе, я тоже рассказчик, которому не хватает этих самых преданных миллионов.

Второе место в рейтинге досталось Дэну Брауну, чей доход в 2013-2014 годах составил $28 миллионов . Этот парень пишет редко, но метко. Большую часть суммы ему принес новый роман «Инферно» + права на его экранизацию. Брауна я уважаю, хотя «Инферно» напоминает подробный путеводитель, а не захватывающий детектив, как это удавалось ему прежде.

На третьем месте — Нора Робертс. Ее доход за последний год составил около $23 миллионов. Эта тетка строчит детективы со скоростью Донцовой, и все они смачно сдобрены эротикой. Герои, как правило, женщины. Только выйдет такая из кабинета и в постель. А часто и выходить не приходится - получает удовольствие на столе. По правде говоря, мои книги с эротическими сценами тоже лучше других продаются на Амазон.

Лишь на миллион меньше, чем Нора Робертс, — $22 миллиона — заработала еще одна известная автор женских романов, Даниэл Стилл. Ее я не читал, но судя по обложкам, пишет жутко много жутко романтических историй.

На пятом месте оказалась Джанет Иванович , автор серии любовно-приключенческих романов про охотницу за головами Стефани Плам: за год она заработала $20 миллионов. И опять непременный ингридиент - любовно!

Несмотря на взлет популярности литературы для детей и подростков, автору серии «Дневник слабака Джеффу Кинни удалось пробиться только на шестую позицию: в 2013-2014 годах автор заработал $17 миллионов . После Гарии Поттера детишки надо что-то читать, он занял нишу.

Еще три автора, заработавших по $17 миллионов. Среди них — 26-летняя автор трилогии для молодежи «Дивергент» Вероника Рот, дебютировавшая в топ-12. Впрочем, у Вероники Рот есть все шансы подняться выше в рейтинге в следующем году, так как экранизация первой из книг ее трилогии серьезно повлияла на продажи. Обратите внимание возраст писательницы! У нас такой взлет невозможен в принципе. Начинающих практически не печатают!

Кроме того, по $17 миллионов заработали Джон Гришэм, Стивен Кинг. Снимаю перед ними шляпу!

Далее в списке еще несколько имен, в том числе Джоан Роулинг, выпустившая очередной детектив. Читал ее первый - стиль хороший, но история слабая. А как затянуууууут!
Следует отметить, что даже те, кто на 16-17 местах отхватили по 9 млн! Что сказать, не раскатывайте губы. Для пишущих по-русски такие цифры нереальны. В ближайшее время попробую оценить доходы наших писателей.

В 2013 году поставлено два окололитературных рекорда. Начальный тираж нового романа японского писателя Харуки МУРАКАМИ «Бесцветный Цукуру Тадзаки и его годы паломничества» составил 1 млн. экз., а гонорар писателя без учета процентов с продаж - $5 млн. Никому не известная 15-летняя пакистанка Малала ЮСУФЗАИ получит $3 млн. за книжицу мемуаров о том, как ее школьный автобус обстреляли талибы и как трудно получить образование в странах третьего мира. Рассказать, сколько зарабатывают литераторы в России, мы попросили нашего штатного автора, писателя Владимира КАЗАКОВА.

История русского гонорара непроста. Само это слово в переводе с латинского означает «честь», отсюда же слово «гонор». Для любопытных скажу, что «гонорея» не из той оперы, тут не латинские, а греческие корни.
Итак, в Риме писать за вознаграждение могли только иностранцы и рабы. Настоящему римлянину брать деньги за оды, вирши и прочие трагедии было западло. Поэтому придумывали символические ценные призы - перстенек или чашу какую золотую. Также считалось неприличным и в России среди дворян - а литература преимущественно была дворянской - брать деньги за сочинительство.
Но все меняет Александр Пушкин. Он впервые делает писательство профессией. Плюнув на туманные понятия о дворянском достоинстве, он стал продавать свои стихи. Нам часто рассказывают, что Пушкин был бедным поэтом, весь в долгах. Это верно только отчасти.
Александр Сергеевич очень много тратил, проматывал, проигрывал в карты целые состояния. Много пожирала жена Наталья Николаевна с балами и приемами. Но современники писали, что любимым занятием поэта было спьяну швырять золотые монеты с Аничкова моста и наблюдать, как они переливаются в воде на солнце. Отчего такие излишества?

Жалованье Пушкина в 1831 году в Коллегии иностранных дел, куда он, впрочем, не особо и ходил, было 5 тыс. руб. в год. Это очень большие деньги. Имение Михайловское и 200 крестьянских душ, принадлежавших поэту, давали еще 3 тыс. руб. годового дохода.
А вот некоторые цифры из его гонораров:
1824 год - выход в свет первого издания «Бахчисарайского фонтана», 1200 экземпляров, гонорар - 3 тыс. руб.;
1825 год - выход книги «Стихотворения Александра Пушкина», 1200 экземпляров, гонорар - 8040 руб.;
1827 год - напечатаны «Братья-разбойники», гонорар - 1500 руб.;
1828 год - выход второго издания «Руслана и Людмилы», гонорар - 7 тыс. руб.
В 1824 году за «Евгения Онегина» он вообще получил астрономические по тем временам 12 тыс. руб.
Это далеко не все гонорары поэта. Для сравнения: шикарный обед в ресторане, включающий осетрину и икру, стоил не дороже рубля. А умелый молодой кузнец с женой и двумя детьми на вывоз стоили не больше 500 руб.

Достоевский пересчитал деньги Тургенева

Федор Михайлович Достоевский в деле освоения гонораров пошел дальше. Он умудрялся получать довольно приличные суммы за еще ненаписанные романы. В 1869 году из Флоренции в письме к публицистуНиколаю Страхову он, между прочим, сообщает: «...Вот что я принужден ответить: так как я всегда нуждаюсь в деньгах чрезвычайно и живу одной только работой, то всегда почти принужден был, всю жизнь, везде, где ни работал, брать деньги вперед. Правда, и везде мне давали. Я выехал скоро два года назад из России, уже будучи должен Каткову 3 тыс. руб., и не по старому расчету с «Преступлением и наказанием», а по новому. С той поры я забрал еще у Каткова до 3500 руб. «Русский Вестник» будет присылать мне деньги и в этом году, хотя я и остался там несколько должен.
Чтобы сесть мне за роман и написать его, надо полгода сроку. Чтобы писать его полгода, нужно быть в это время обеспеченным... Ты пишешь мне беспрерывно такие известия, что Иван Гончаров, например, взял 7 тыс. руб. за свой роман, а Тургеневу за его «Дворянское гнездо» сам Катков давал 4 тыс. руб., т. е. по 400 руб. за лист. (Литературный лист - это примерно 24 машинописных страницы. - В. К.) Друг мой! Я очень хорошо знаю, что я пишу хуже Тургенева, но ведь не слишком же хуже, и наконец я надеюсь написать совсем не хуже. За что же я-то с моими нуждами беру только 100 руб., а Тургенев, у которого 2 тыс. душ, по 400 руб. От бедности я принужден торопиться и писать для денег, следовательно, непременно портить».
В те годы самыми высокооплачиваемыми писателями были Гончаров и Тургенев. Но, в принципе, и Достоевский получал вполне прилично. Мог позволить себе колесить по всей Европе, играть в казино и вообще предаваться всяческим излишествам.

Горький заработал на виллу в Италии

Конец XIX века ознаменован взлетом оплаты писательского труда. Лев Толстой получает 1 тыс. руб. за лист, Николай Лесков и Антон Чехов - по 500. Начинающий «певец революции» Максим Горький - 150 руб, больше, чем Достоевский!
Предреволюционное время - это просто фантастика для литературных доходов. Горький получает 1200 руб. за лист, Чехов - 1 тыс., Куприн - 800 руб., Бунин - 600 руб. То есть опять берем среднюю книгу того времени в 10 листов, умножаем на чеховские 1 тыс. рублей и получаем три года проживания в роскошном отеле типа «Метрополь». Это за одну книгу. А они старались издаваться каждый год и даже чаще. Чехов, например, вовремя сообразил и уступил петербургскому книгоиздателю Адольфу Марксуправа на все свои прежние творения за 75 тыс. руб. И успешно содержал многочисленную семью, особняк на Садовом кольце, усадьбу Мелихово, дом в Ялте.
Прозаик Федор Сологуб не из лидеров тогдашнего рейтинга, но ценимый и качественный поэт и прозаик, автор знаменитого романа «Мелкий бес», платил за квартиру в Гродненском переулке в Петербурге 135 руб. в месяц. Жилище писателя выглядело престижно: дорогая мебель в стиле модерн, пальмы...
Леонид Андреев построил прекрасный особняк в престижном пригороде Петербурга, на Черной речке. Строительство, включая внутреннюю отделку, обошлось в 38 тыс. руб. Андреев получал рубль за строчку.
За рубль можно было купить целого гуся, за 50 коп. - пару цыплят. Месячная зарплата чиновника средней руки составляла 100 руб.
Горький арендует роскошнейшую виллу в Италии, на острове Капри, и содержит многочисленных родственников, любовниц и просто прихлебателей.

Маяковский стал официальным миллионером

В советское время писатели тоже не скучали. В 20-е годы самыми высокооплачиваемыми литераторами были Владимир Маяковский иСергей Есенин. Маяковский считался официальным миллионером. Он выписывал из-за границы автомобили престижных марок, много путешествовал, содержал семейство Бриков.
В более поздние советские времена выдача гонораров в связи с образованием Союза писателей СССР упорядочилась. Надо сказать, что союз, помимо твердых расценок, давал еще массу преимуществ, которых не было при царском режиме. Льготы по квартплате, получение квартиры вне очереди, повышенная пенсия, возможность отдыхать и творить бесплатно в многочисленных домах творчества, разбросанных в лучших курортных местах СССР. Возможность за символическую цену приобрести дачу в писательских поселках вроде Переделкино или Комарово. Государство стимулировало интеллектуальный, писательский труд.

Маститые литераторы, иногда довольно посредственные, получали порой фантастические деньги. Например, известен случай, как забытый сейчасписатель Анатолий Софронов, главный редактор журнала «Огонек», член ЦК КПСС и лауреат трех орденов Ленина, получил за собрание сочинений в 6 томах, выпущенное к 70-летию, более 200 тыс. руб. Трехкомнатную кооперативную квартиру в престижном районе можно было купить тысяч за 15.
Но и для рядовых писателей были гарантированы твердые, очень хорошие заработки. Например, за стихи и пьесы платили два рубля за строку. Плюс авторские, доплата за тираж и т.д. За одну книгу писатель гарантированно получал несколько годовых зарплат обычного советского человека. Кстати, если писатель сочинил книгу по-русски и ее перевели на один из языков народов СССР, то автору было положено дополнительно 60 процентов от гонорара, выплаченного за первое издание. Если книгу переводили на иностранный язык, то автору оригинала полагались 30 процентов от первого гонорара.
У меня один приятель был мордвином, он писал по-русски стихи, его издавали, потом он сам себя переводил на мордовский, его опять издавали, так он и жил.

Еще писатели делали из книг сценарии. Средний сценарий стоил 5 тыс. руб. - это цена «Жигулей», престижной тогда машины. А еще они писали пьесы по своим произведениям.
Лидером здесь был Владимир Войнович, создававший в 70-х годах тупейшие повести о настоящих советских прорабах на стройках социализма и удачно перерабатывавший их в пьесы.
- Пока спектакли шли, - вспоминал писатель, - гонорары мои росли в арифметической прогрессии. Один месяц - 600 руб., другой - 800, третий - тысяча. Когда месячный гонорар достиг 1200 руб., бухгалтерша, выписывая мне денежный ордер, пришла в нервное возбуждение и закричала своим сотрудницам: «Посмотрите на живого миллионера!»
То есть весьма посредственный писатель Войнович, штампующий муторные пьесы о рабочих буднях, получал ежемесячно только на театральных постановках годовую зарплату обычного человека. Быть писателем в СССР было престижно, да и просто очень хорошо.

Джоан Роулинг переплюнули

Рухнул СССР. Пришли другие времена. 99 процентов писателей впали в нищету. Но один процент стал получать еще большие гонорары. Конечно, они несопоставимы с гонорарами писателей на Западе, где доходы верхушки приравниваются к гонорарам звезд эстрады и шоу-бизнеса. Например, доходДжоан Роулинг превысил $1 млрд. Конечно, в основном это деньги за экранизацию ее «Гарри Поттера», но и миллионные тиражи саги приносят ей немалый доход. Всего вышло около 500 млн. экз. книг о волшебнике. Но в лидерах современного западного рейтинга не она. Журнал «Форбс» опубликовал заработок самых успешных писателей за прошедший год.
1. Джеймс Паттерсон - $84 млн. Автор многочисленных триллеров и детективов больше всего известен благодаря серии книг об американском психологе Алексе Кроссе.
2. Даниэла Стил - $35 млн. Суммарный тираж ее женских романов превышает 800 млн. экз., благодаря чему Стил заняла восьмое место в списке самых продаваемых авторов всех времен и народов.
3. Стивен Кинг - $28 млн. Непревзойденный мастер ужасов за свою долгую творческую жизнь успел поработать во многих жанрах, включая мистику, фантастику, фэнтези, саспенс, драму.
4. Джэнет Иванович - $22 млн. Прославилась благодаря серии авантюрных детективов о приключениях Стефании Плам, которая после потери работы в магазине женского белья решила заняться ловлей преступников.
5. Стефания Мейер - $21 млн. Американская домохозяйка и мать троих детей написала серию романов о вампирах - «Сумерки».
6. Рик Риордан - $21 млн. Автор мистических детективов о частном сыщике и профессоре английской средневековой литературы Трезе Наварре.
7. Дин Кунц - $19 млн. Учитель английского языка из штата Пенсильвания считается одним из мастеров остросюжетных триллеров и ужастиков.
8. Джон Гришэм - $18 млн. Мастер «юридических» драм и триллеров, многие из которых были экранизиро-ваны.
9. Джеф Кинни - $17 млн. Разработчик онлайн-игр и мультипликатор снискал писательскую славу благодаря детской серии «Дневник слабака».
10. Николас Спаркс - $16 млн. Из-под его пера вышли 16 романов, основная тематика которых - личные трагедии, удивительные судьбы, верность и любовь.

Большинство этих граждан, за исключением Кинга, Стил, Гришэма и немного Мейер, нашим людям неизвестны. А что же отечественные литераторы?
Найти информацию крайне сложно. А проверить ее достоверность - еще сложнее. Потому что тиражи книг в одном случае искусственно занижаются, чтобы не платить налоги, а в других - завышаются до небес, чтобы подчеркнуть значимость и популярность автора.
В среднем автор получает 10 - 15 процентов от отпускной цены издательства от проданных книг. Это так называемое роялти. Кстати, отпускная цена издательства составляет в среднем меньше 100 руб. за книгу. Остальное - накрутки распространителей и магазинов. Плюс фиксированная сумма за передачу прав.
Издав в «тучные» годы российской экономики, в 2007-м и в 2008-м, две книги, я получил за первую 150 тыс., за вторую - 300 тыс. руб. Плюс 300 тыс. - за третью, которую издательство так и не выпустило. Это очень много, потому что я не Дарья Донцова. Роялти я не получал, а проверить, сколько книжек было издано и сколько продано, практически невозможно. Это самая большая тайна любого издательства. (Кстати, объем книжного рынка России сейчас колеблется от $2,5 до 3,5 млрд. ежегодно. Это фантастическая сумма, сопоставимая с выручкой от торговли оружием.) Увы, сейчас таких гонораров, которые платили мне, уже нет.
Это все, конечно, не касается наших условных «звезд пера». По слухам, на книгах Дарья Донцова зарабатывает около $150 тыс. в месяц. Думаю, столько же получают Виктор Пелевин, Борис Акунин и чуть меньше - Дмитрий Быков. В эту сумму входят гонорары за новые книги, переиздания, роялти, экранизации, выступления.
В пик популярности Бориса Акунина, в 2005 году, журнал «Форбс» опубликовал данные о его доходах: с 1 июля 2004 года по 30 июня 2005 года он заработал чуть более $2 млн.
Короче, если подняться в топы, жить можно. Другое дело, что в отличие от дореволюционных лидеров продаж современные литераторы занимают почетное писательское место не совсем заслуженно. Но это совсем другая история.

 


Читайте:



Международный рынок туристских услуг становление и регулирование

Международный рынок туристских услуг становление и регулирование

Туристский рынок - это совокупность отношений (экономических, социальных, юридических), объединяющих производителей тур продукта и потребителей,...

Презентация на тему "лидерство в организации" Скачать презентацию на тему лидерство

Презентация на тему

Министерство образования и науки Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Академия экономики предпринимательства Реферат на тему:...

Курс, семинар, тренинг Отдел снабжения: эффективная работа с поставщиками Основные программы и направления тренингов

Курс, семинар, тренинг Отдел снабжения: эффективная работа с поставщиками Основные программы и направления тренингов

Доверив специалистам управление торговым ассортиментом и товарными потоками, руководство определяет необходимые полномочия и зоны их...

Как заполнить заявление на регистрацию ИП по форме Р21001

Как заполнить заявление на регистрацию ИП по форме Р21001

Первый вопрос, который интересует всех будущих предпринимателей - это сколько стоит открыть ИП. В случае самостоятельной регистрации ИП, стоимость...

feed-image RSS