Разделы сайта
Выбор редакции:
- Презентация на тему "лидерство в организации" Скачать презентацию на тему лидерство
- Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника согласно тк рф
- Будет ли повышение зарплаты полиции Оклад лейтенанта полиции в году
- Типовой договор на оказание услуг
- Курс, семинар, тренинг Отдел снабжения: эффективная работа с поставщиками Основные программы и направления тренингов
- Как заполнить заявление на регистрацию ИП по форме Р21001
- Тайное становится явным Драгунский денискины рассказы тайное становится явным
- Пути совершенствования контроля качества продукции Методические основы анализа организаций технического контроля качества на предприятии
- Программа сменный график работы
- Как уволить сотрудника в программе 1с 8
Реклама
Примеры написания социальных проектов. Как составить социальный проект. Анализ результатов проекта |
Различные социальные проекты. Не только ученики, но и преподаватели должны учиться любить окружающий мир, делать его лучше. Ниже будут представлены темы социальных проектов, которые могут вдохновить, привлечь внимание. Возможно, у кого-нибудь появится желание воплотить одну из предложенных идей в реальность. Учимся готовить для себя, близких и нуждающихсяДля школьников станет хорошим уроком мастерства именно кулинария. Как важно научиться готовить. Отварить картошку или макароны сможет каждый, а вот сделать более серьезное блюдо способны не все. Поэтому стоит рассмотреть подобный социальный темы приготовления пищи высока. Поводом может быть Масленица, когда нужно испечь блины, или 9 мая, когда в гости приходят ветераны Великой Отечественной войны. Можно попросить разрешения осуществить данный проект в столовой, чтобы все необходимые предметы были под рукой, в том числе и вода. Нужно соблюдать санитарные и гигиенические требования: вымыть руки с мылом, надеть фартук, косынку или колпак, чтобы волосы не попали в пищу. Обязательно стол следует застелить клеенкой. С казенной посудой обращаться следует осторожно. С учениками обязательно нужно заранее обговорить, что будете готовить, какие продукты нужны, и что покупать. На каждого ученика рекомендуется возложить индивидуальные обязанности. По окончании работы помещение и мебель нужно привести в идеальный порядок. Приготовленную еду упаковывают в контейнеры или заворачивают в пищевую пленку. Как помочь семьям?Рассмотрим социальный проект на тему "Семья". Классные руководители на собраниях, как правило, знакомятся с родителями. Именно в такие моменты можно выяснить, какой семье нужна помощь. Например, у кого-то из учеников многодетная семья, а денег мало. Недавно родился малыш, а у него нет даже новых ползунков и игрушек. Старые все износились, сломались, выброшены. Может быть, у вас есть дома какие-нибудь хорошие вещи. Подарите их бедной семье. Праздник Великой ПобедыОбязательно в школах ежегодно должны вспоминать тот подвиг, который совершили ради нас наши прадедушки и прабабушки. Пригласите в школу ветерана. Естественно, нужно все подготовить к празднику: украсить помещение, актовый зал, приготовить трапезу, купить цветы. В празднование Великой Победы можно объединить темы социальных проектов, например, кулинарию, уборку школы, покупку цветов, чтение книг и стихов о войне, пошив костюмов. Несомненно, такое дело требует много сил, времени, средств, но общими педагогическими и ученическими усилиями все получится. Праздник должен быть для должна идти от чистого сердца. Дети-инвалидыОгромную ответственность несет социальный проект на тему "Дети-инвалиды". Такие ребята, как правило, учатся или в специализированной школе или на дому. Во втором случае им нужно обязательно помочь. Стоит поспрашивать учеников, родителей, есть ли среди окружающих дети-инвалиды. Может, ребенку нужна помощь в обучении. Например, можно научить его пользоваться компьютером, чтобы ему было легче учиться и в будущем освоить какую-нибудь профессию. Понадобится помощь по всем предметам. Пусть помогают те ребята, которые хорошо успевают и умеют объяснять. Обязательно принесите книги, которые вам уже не нужны, но пригодятся больному ребенку. Не забывайте, что для него очень важно общение со сверстниками. Не стоит грузить его только учебой, просто поговорите с ним на те темы, которые ему интересны. Станьте хорошим и верным другом. Становимся мастерамиКак развить у детей любовь к мастерству? Конечно же, нужно провести с ними уроки труда на различные темы, чтобы выяснить, у кого какие способности. Можно привести примеры социальных проектов, в которых пригодится помощь мастера: помощь немощным старикам, больным детям, многодетным матерям, а также подготовка к выступлениям, пошив одежды. Последние нужны чаще всего для сбора средств нуждающимся. В будущем может стать настоящим мастером своего дела. Он сможет обеспечить не только себя, но и семью. Важно еще развить в человеке добрые качества, бескорыстие, трудолюбие. Помощь однокласснику и другим людямОчень был бы актуальным социальный проект на тему "Помощь". Кому именно? Например, одноклассникам. Пусть успевающие дети помогут двоечникам подтянуться по предметам, но ни в коем случае не решить за них все домашние задания. Может быть, кому-то нужна помощь в покупке учебников. Пойдите вместе в магазин, где есть возможность приобрести книги подешевле. Помогать можно и вне школы. Поспрашивайте у ребят, кому нужна помощь в каком-то деле. Например, кто-то хорошо разбирается в компьютерах и сможет помочь однокласснику решить проблему. Девочки могут подарить живые цветы в горшках тем, у кого их нет. Поможем нищим и бездомнымНе в каждой школе существуют темы социальных проектов, связанные с обеспечением обездоленных людей: нищих, бездомных, осиротевших. Желательно развить это направление. Может быть, школьники спасут чью-то жизнь. Пригодятся организаторские навыки учащихся, умение готовить, общаться. Важно следить, чтобы дети сохраняли дистанцию при встрече с бездомным во избежание заражения различными болезнями. Подавать еду, напитки лучше в медицинских перчатках. Стоит позаботиться и о походной аптечке. В нее желательно положить перекись водорода, марганцовку, зеленку, бинты, мазь для заживления ран. Если кому-то из таких людей понадобится серьезная медицинская помощь, то лучше позвонить в "скорую". В подобном социальном проекте можно помогать тем, у кого случилась беда: обокрали, сгорел дом, умерли близкие. Украсим школуСлово "субботник" у многих школьников ассоциируется с уборкой территории. А ведь так оно и есть. Пусть такой труд принесет только радость. В этом помогут темы социальных проектов, такие как, например: "Украсим школу", "Родные стены лечат", "Сделаем друг другу подарок". Желательно, чтобы подобный "субботник" стал праздником, а не днем генеральной уборки, тогда дети потянутся. Можно собраться всем классом, обсудить, кто может принести в школу, например, интересные шапки с ушами, разноцветное ведерко, хорошую музыку. Обязательно спланируйте, будет ли в помещении перестановка, оформление стен. Юным дизайнерам и художникам можно поручить делать стенгазету. Подарки для детей из приютаМожно еще привести в рамках помощи детям. Педагоги вместе с директором школы договариваются с руководителем детского дома или приюта для сирот о встрече, организации праздника и раздачи подарков. Если все проходит успешно, следует заблаговременно обсудить все детали с учениками. Важно выбрать тех, кто готов все свободное время посвятить изготовлению подарков, создать сценарий выступления. Хорошим подарком будет самодельная вещь. Девочки могут дома поискать ненужный, но хороший материал, чтобы сшить игрушку или симпатичный мешок для сюрпризов. Если у учащихся есть лишние сувениры, канцелярские принадлежности, игрушки, книги, то обязательно пусть подарят сиротам. Важно при изготовлении презента иметь хорошее настроение, активность и плодотворную идею. Могут создать добрый сценарий, который поможет сиротам определиться со своими интересами, выявить способности и талант. Для этого можно придумать специальные игры, мастер-классы. К такому мероприятию, как праздник в детском доме, нужно готовиться серьезно, так как дети-сироты имеют специфическое представление о жизни. Приведем класс в порядокРазумеется, приятнее учиться в чистом, светлом и уютном классе. Речь пойдет не столько о генеральной уборке, сколько о создании домашнего уюта. Рассмотрим вариант темы социальных проектов для школьников, который связан с украшением класса. Если это кабинет русского языка и литературы, географии, истории, то его достаточно украсить цветами, отреставрировать портреты классиков, ученых. Кабинеты информатики, химии, физики, математики учащиеся могут не только помыть, убрать, но и привести в порядок технику, инструменты, приборы. Каждый учитель может разработать план проекта для учеников. Важно в процессе выполнения рассказывать что-то новое, интересное. Например, учитель информатики может найти советский калькулятор или энциклопедию, в которой изображен абак (счетная доска древних греков). Стоит подготовить интересный рассказ об этих вещах. Школьная библиотекаВ этом разделе будет представлена такая идея, как проект: "О чем может рассказать школьная библиотека". При желании учителя и ученики могут составить доклад о том, когда появились первые библиотеки, как древние египтяне хранили рукописную информацию и многое другое. Но важнее, скорее всего, не история, а реальная библиотека, которая находится в вашей школе. Ученики вместе с библиотекарем могут посмотреть, какие книги, кроме учебников, есть в наличии, все ли они разложены по своим тематикам и в алфавитном порядке. Может, кто-нибудь из учеников принесет из дома печатные издания, которые им не нужны, или они лишние, например, классическая литература, физика, химия, различные энциклопедии, обучающие материалы по иностранному языку. Но обязательно все нужно согласовать с работником читального зала и завучем. Можно составить различные презентации. В качестве социального проекта можно провести работу по реставрации учебников. Если есть в книге пометки карандашом или ручкой, рваные страницы, рисунки озорных учеников, то нужно привести книгу в порядок при помощи ластика, белого маркера, скотча или клея, а иногда и ниток с иголкой. Экология и чистота в окружающем миреКак важно знать в современном мире состояние окружающей среды, а еще важнее -сохранять природу! В этом отчасти поможет социальный проект на тему "Экология" для школьников. Чистоту нужно соблюдать всюду. Дети вместе с учителем по биологии и экологии могут создать план, как обустроить школьные классы, двор. Весной самая пора делать уборку территории, удалять мусор, разравнивать землю. Можно посадить множество растений: кустарников и цветов. Занятие детям должно быть в удовольствие. Пусть каждый ученик внесет лепту: принесет из дома лопату или совок, семена растений или готовую рассаду (все зависит от месяца, вида растения). Важно, чтобы в здании тоже были зеленые уголки, которые поднимут настроение учащимся и педагогам. Только не забывайте о том, что за растениями нужно ухаживать. Пусть дети проявят инициативу и вместе с учителем биологии составят график полива, подкормки, обрезки и пересадки. Что можно еще придумать?Проектов можно составить бесконечное множество и на разные тематики. Выбирать стоит не только популярные, но и актуальные. Важно, чтобы затея не остановилась спустя три дня после одобрения и начала подготовки, а продолжалась и по завершении. Например, проект: "О чем может рассказать школьная библиотека" стоит проводить ежегодно или один раз в пару лет, "Зеленый уголок" и "Экология" требуют постоянства, помощь детям-сиротам и инвалидам тоже могут быть неотъемлемой частью школьной жизни. В заключение будет дан ответ сомневающимся в необходимости таких мероприятий. Можно услышать от кого-нибудь фразы: "Кому это надо?", "Зачем тратить время впустую?", "У моих родителей денег нет!" Никто участвовать в мероприятиях насильно заставлять не будет. Так являются ли темы социальных проектов в школе нужными? Конечно! Они учат доброте, милосердию, показывают истинный смысл жизни в помощи тем, кто слабее нас. Новости и общество Что такое социальный проект?К социальным проектам относят предложения по реформированию системы социального обеспечения, социальной защиты, здравоохранения, преодоление последствий социальных и природных потрясений. Цели в таких проектах намечаются сразу и могут редактироваться только при достижении промежуточных результатов, чтобы иметь возможность оценивать эффективность деятельности. Если говорить про социальные проекты для молодежи, примеры их реализации, они не сильно отличаются в общей массе, но некоторые особенности есть (хотя можно сказать, что они общие в той или иной мере для всех проектов). Видео по темеСрок реализации: бессрочно. Пример для молодежи №2Пример для молодежи №3Пример социального проекта, подходящего для школы или молодежной компании. Детальный план. Срок реализации: бессрочно. Бизнес Образование Искусство и развлечения Компьютеры Примеры соц проектовСервисы социальных закладок Социальная закладка — скрипт, позволяющий нам быстро отправить ссылку на интересную страницу к себе в социальную сеть. Скрипт вставляется в нужное место в исходном коде и при просмотре страницы отображается в ви… Новости и общество Финансы Финансы Дом и семья Искусство и развлечения Социальные проекты в начальной школе Кармазина Галина Александровна Социальные проекты в начальной школе Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно- исследовательская деятельность, а именно — социальное проектирование. Введение детей в социальное проектирование позволяет развивать самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность. Поиск презентацийСоциальный проект – это, как правило, проект, направленный на реализацию значимой идеи, а участие детей в конкурсах, фестивалях, творческих играх, праздниках, проводимых в рамках проектной деятельности, помогают осознанию ими социальной значимости своей деятельности. Умения, которые развиваются у детей: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные Цели и задачи социального проектирования:
Этапы проектной деятельности:
Основные требования к социальному проекту
Ожидаемые результаты социального проектирования
Практическая работа учителя
Темы социальных проектов во 2 классе
Темы социальных проектов для начальной школы
Темы социальных проектов
Значимость социального проектирования для формирования гражданских компетентностей школьников Получения первого опыты создания проекта помогает сформировать микромодель гражданского общества; социальное проектирование ориентировано на деятельностное изучение различных аспектов функционирования социума и является хорошим средством вовлечения учащихся в общественную практику; социальное проектирование помогает школьникам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и становиться активными и ответственными гражданами. Выводы:
Проект «Моя малая родина» Проект «Моя малая родина» Проект «Мамины глаза» Проект «День матери» «Спорт в моей жизни!» Проект «Победа деда – моя Победа!» Проект «Мы вместе!» «Мы вместе» (г.Новороссийск) На легендарном корабле «Кутузов» г.Новороссийск Вахта памяти в г.Новороссийске На Малой земле в Новороссийске Скала «Петушок» г.Горячий ключ Проект «Прощай, осень!» Проект « О чём может рассказать библиотека» Защита проектов Защита проектов Защита проектов во 2 классе Проект «Мы вместе» (Поездка в город – герой Керчь) На пароме в Керчь Впервые на пароме «Капля мысли о природе рождает могучую, полноводную реку мысли… С этого, по существу, и начинается то, к чему все мы, учителя, стремимся…». В.А. Сухомлинский Спасибо за внимание Учитель МБОУ СОШ № 46 Кармазина Г.А. В раздел образования Новости и общество Пример социального проекта. Социальные проекты для молодежи: примерыДля решения некоторых социальных проблем создаются социальные проекты, в рамках которых решаются различные вопросы. Но прежде чем рассматривать социальные проекты, необходимо определиться, что это. Какие особенности имеют те из них, что направлены на молодежь? Что вас интересует? Социальные проекты в школе, примеры их реализации? Или проекты, ориентированные на старших? Скажем, социальные проекты для молодежи, примеры уже их реализации? Что такое социальный проект?Под социальным проектом понимают четко сформулированную идею относительно определённой социальной проблемы или направленную на улучшение какого-то аспекта социальной жизни. Но кроме идеи, он должен предложить ещё пути её реализации, ответив на вопросы о том, когда будет реализован, где, в каких масштабах, кто будет главной целевой группой проекта. Поможет вам понять, что собой он представляет, пример социального проекта, который будет опубликован ниже. Также, кроме этих вопросов, необходимо решить вопрос финансирования (можно обойтись и без него, но будет сложно). Обычно путей финансирования 2: когда его финансируют участники проекта из своих собственных средств или спонсорство от субъекта с крупными финансовыми возможностями. К социальным проектам относят предложения по реформированию системы социального обеспечения, социальной защиты, здравоохранения, преодоление последствий социальных и природных потрясений. Цели в таких проектах намечаются сразу и могут редактироваться только при достижении промежуточных результатов, чтобы иметь возможность оценивать эффективность деятельности. Если говорить про социальные проекты для молодежи, примеры их реализации, они не сильно отличаются в общей массе, но некоторые особенности есть (хотя можно сказать, что они общие в той или иной мере для всех проектов). Какие особенности имеют проекты, направленные на молодежь?Самая главная особенность - то, что они направлены исключительно на молодёжь и аспекты её жизни. При создании молодежного социального проекта необходимо учитывать популярные веяния, нужды, потенциальную аудиторию проекта. Следует детально описывать каждые конкретные ситуации, которые должны быть улучшены, а также все конкретные методы и их применение. Примеры школьных социальных проектов принципиально не отличаются. Видео по темеЧему должен соответствовать проект?Проект должен соответствовать таким условиям:
Как необходимо оформлять социальный проект?Что должно быть в проекте? Первоначально необходимо выбрать направление. В качестве области работы может быть выбрано здоровье, творчество, демографические вопросы, оздоровление, научная или культурная просвещенность, популяризация спорта или лучшего отношения к другим людям. После выбора направления следует определиться с целью: так, если была выбрана наука, то в качестве конкретной цели может быть популяризация радиоэлектроники, конструирования, физики, научного метода изучения, создание клуба логической мысли или астрономического кружка. После определения целей необходимо задуматься о задачах - максимально сконцентрированных целях. Примером задач могут быть такие: привитие качеств, которые позволят трудным подросткам из группы риска обустроиться в жизни в качестве нормального гражданина, или помощь в определении места учебы/работы после окончания школы. Когда определено направление, цели и задачи, то следует обговорить план действий и сроки реализации, а также место, где все наработки будут получать жизнь. В плане действий должен содержаться максимально детализированный список действий, в котором будет указываться, что следует делать для достижения целей. Чтобы вы имели лучшее представление о том, что от вас требуется, можно ознакомиться с четырьмя социальными проектами для молодежи. Далее будут идти примеры. Но хотя в них и написано, для чего они направлены (молодежь, сироты), их можно рассматривать как социальные проекты в школе. Примеры пускай будут и не очень масштабные, но позволят ознакомиться с номинальной составляющей. К работе желательно подключить школьного психолога. Пример социального проекта для молодежи №1Направление: супружеские взаимоотношения молодых людей. Цель. Уменьшить количество людей, которые разводятся после пребывания в браке, путём подготовки и разъяснения обязанностей и прав будущих супругов.
Нужен поэтапный план, в котором расписаны все действия и их последовательность. Срок реализации: бессрочно. Место реализации: город такой-то. Пример для молодежи №2Пример социального проекта, подходящего для школы или молодежной компании. Направление: поддержка материнства и профилактика сиротства. Цель: оказание благотворительной помощи отказникам и несовершеннолетним сироткам, которые проходят лечение в больнице.
Детально расписанный план, в котором описаны детали поиска средств и их передачи. Место реализации: Детская областная больница города Самары. Пример для молодежи №3Пример социального проекта, подходящего для школы или молодежной компании. Направление: социальная адаптация молодежи с врожденными недостатками и инвалидностью в университетах. Цель: достижение социализации физически отличимых студентов.
Детальный план. Срок реализации: бессрочно. Место: университет такого-то города. Социальные проекты для школьников, примеры их реализации могут отличаться - для них можно выбрать помощь детям-инвалидам, что обучаются в обычных школах. Бизнес Социальные проекты, идеи которых были воплощены в жизнь, можно различать в первую очередь по приоритетной цели, которую они преследуют. Во вторую они различаются по степени и качеству влияния на жизнь общества…. Образование Данная статья расскажет о том, как важно проводить в современных школах различные социальные проекты. Не только ученики, но и преподаватели должны учиться любить окружающий мир, делать его лучше. Ниже будут представле… С ростом количества и качества пользовательских функций социальных сетей выросла и их популярность среди пользователей. Рождение кнопки социальных сетей для сайта напрямую связано с популярностью и массовостью с… Искусство и развлечения Премьера зажигательного скетч-шоу «ДаЁшь молодЁжь!» случилась в 2009 году на канале СТС. К сегодняшнему дню юмористический проект обрел невероятную популярность. Герои передачи - молодые люди разного… Компьютеры Социальная закладка — скрипт, позволяющий нам быстро отправить ссылку на интересную страницу к себе в социальную сеть. 60×90cm ラグマット 玄関マット インド製 マット プレーベル ホットカーペット対応 ギャベ イエロー マット ラグマット インドギャベ2 ウール100% マット グリーンСкрипт вставляется в нужное место в исходном коде и при просмотре страницы отображается в ви… Новости и общество Человек, как известно, — существо социальное, то есть живущее в рамках определенной системы, которая оснащена определенными взаимосвязями. Следовательно, социальное управление - это управление людьми, которые яв… Финансы Ипотека - вид заема, по условиям которого клиент приобретает недвижимость и обязуется в указанный срок вернуть долг. В качестве обеспечения исполнения обязательства имущество переходит в залог к банку. Покупател… Финансы За последние годы количество держателей социальных карт Сбербанка России существенно увеличилось, как и пользователей пенсионных карт. Этого удалось достичь благодаря планомерной работе финансового учреждения по перео… Дом и семья День рождения принято отмечать в веселой дружной компании. Чтобы праздник запомнился надолго, организуйте активные конкурсы на дне рождении для молодежи.«Кит и кот»Все игроки… Искусство и развлечения Молодежные книги - это довольно специфический жанр современной литературы, который возник в последней трети предыдущего столетия и за короткий промежуток времени быстро завоевал любовь и популярность у массовой … Проект для старшеклассниковЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЗАДАЧИ:
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
РЕАЛИЗАТОРЫ ПРОЕКТА
Социальный проект "Доброе сердце"Областной Совет старшеклассников – молодежная общественная организация, работу которой возглавляет председатель областного Совета старшеклассников, которому помогают 2 его заместителя и 5 зав. отделами, составляющие в целом высший уровень структуры Совета старшеклассников (Приложение 1). ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
ПРИВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТЕ
Проект по творчеству ПушкинаДетский исследовательский проектПроект для школьников по СБО, 7 классПроект для школьников по сказкам Теги: проектная деятельность в школе, проект для школьников, проект 10 класс Нет комментариев. Ваш будет первым! Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области и АНО «Центр инноваций социальной сферы Нижегородской области» объявляют о старте регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года». Конкурс проводится согласно приказу Министерства экономического развития России и направлен на поддержку социального предпринимательства. К участию в конкурсе приглашаются индивидуальные предприниматели, коммерческие организации и социально-ориентированные некоммерческие организации Нижегородской области. Конкурс направлен на развитие конкуренции в социальной сфере, выявление лучших социальных практик среди социально ориентированных некоммерческих организаций и субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие обмену опытом в области развития социального предпринимательства, а также на решение либо смягчение существующих социальных проблем и улучшение качества жизни населения. Социальные проекты будут оцениваться конкурсной комиссией по семи следующим номинациям: 1. «Лучший социальный проект года в сфере обеспечения занятости, вовлечению в социально активную деятельность лиц, нуждающихся в социальном сопровождении». Пример социального проекта. Темы, создание, поддержка и реализация социальных проектов«Лучший социальный проект года в сфере дополнительного образования детей». Проекты, заявленные для участия в Конкурсе, должны соответствовать следующим требованиям: Реализоваться на территории Нижегородской области и способствовать достижению позитивных социальных изменений в обществе; При оценке проектов будут учитываться их социальная направленность, целевая необходимость, достигнутый по итогам реализации проекта социальный эффект. Победители конкурса получат информационную, ресурсную и менторскую поддержку для продвижения своего проекта, кроме того им будут вручены специальные дипломы из рук первых лиц города и области и призы от партнеров конкурса. Проекты победителей также будут номинированы для участия во Всероссийском этапе конкурса «Лучший социальный проект года». Заявки на участие принимаются с 24 сентября по 21 октября 2018 года на официальном сайте АНО «Центр инноваций социальной сферы Нижегородской области» https://cissno52.ru/. Победители будут объявлены в декабре 2018 года на Ежегодном форуме социальных предпринимателей Нижегородской области, куда будут приглашены все участники конкурса «Лучший социальный проект года». Положение о конкурсе План Введение 1. Сущность социального проектирования и социальный проект 2. Концепции социального проектирования 3. Классификации социальных проектов Заключение Список литературы Введение Социальная жизнь настолько сложна и многообразна, что порой необходимы механизмы для ее структурирования и регулирования, позволяющие успешно решать возникающие проблемы и привлекать все необходимые для этого ресурсы. Одним из таких успешных механизмов является социальное проектирование. Что такое социальное проектирование, когда оно возникло? Одни исследователи считают, что социальное проектирование было всегда, во всяком случае, уже с античности, в этом смысле «Государство» Платона может считаться одним из первых социальных проектов. Другие утверждают, что о социальном проектировании можно говорить, только начиная с 20-30-х годов нашего столетия, когда сложилась идеология проектирования, в рамках которой была поставлена задача проектирования новых общественных отношений, нового человека, социалистической культуры, т.е. того, что сегодня относят к социальной деятельности. Существует точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку в настоящее время произошло осознание социального проектирования и складываются его образцы, в которых целенаправленно проводятся идеология и методы проектирования, а также социологический подход. В связи с происходящими переменами в обществе к социальному проектированию все больше и больше возрастает внимание, и, на сегодняшний день, эта тема является актуальной, так как все больше осознается эффективность проектных технологий в управлении социальной жизнью. При осуществлении того или иного проекта необходимо знать четко стратегию его осуществления и тактику управления проектом. А для этого, в свою очередь важно иметь четкое представление об особенностях и свойствах данного проекта, что может быть осуществлено посредством знания классификаций социальных проектов. Исходя из вышеизложенного, целью данного реферата является — описание типологии социальных проектов. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи : 1. Кратко охарактеризовать сущность социального проектирования и социального проекта; 2. Охарактеризовать основные концепции социального проектирования; 3. Описать основные классификации социальных проектов. 1. Сущность социального проектирования и социальный проект Обратимся к сущности понятия « социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. В самом общем виде социальное проектирование представляет собой конструирование локализованного по месту, времени и ресурсам действия, направленного на достижение социально значимой цели. Под социальным проектированием понимается деятельность: · социально значимая, имеющая социальный эффект; · результатом такой деятельности является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации. Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде: · словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений; · графического изображения (чертежей, схем и т.д.); · числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий. Признаки проекта: · Цель — изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового; · Установленные сроки начала и завершения; · Определенные ресурсы; · Измеряемый продукт или результат. Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения. Управление включает три основных вида деятельности : 1. Планирование: — Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта. — Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными. — Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.) 2. Организация: распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды. Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо? Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда. 3. Управление: включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее: — Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах). — Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить. — Обмен информацией с заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект). 2. Концепции социального проектирования В рамках раскрытия основных классификаций социальных проектов, полезным будет остановиться на основных концепциях социального проектирования, так как именно исходя из них формулируются те или иные типологии проектов. Современные концепции социально-проектной деятельности все в большей степени исходят из того, что человеческая детерминанта нововведений есть не некоторая предпосылка проектирования, его хоть и важный, но все же частный аспект, а сама суть социального проекта, его философско-социологическое основание. В этом направлении заметную эволюцию прошло проектирование технических нововведений. Системотехническое проектирование, разумеется, не ушло в прошлое, однако нельзя не видеть, что его все больше оттесняет социотехническое проектирование , концепция которого исходит из того, что «главное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и психологическим аспектам» . Гуманитаризация социотехнического проектирования ведет к образованию знаменательной тенденции: «Проектирование само становится источником формирования проектной тематики и вступает тем самым в сферу культурно-исторической деятельности… Социотехническое проектирование - это проектирование без прототипов , и поэтому оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической и методологической сферах или в культуре в целом» . Такие характеристики, как представляется, отражают все более определенное смещение ядра (концепции, оценки результативности) социально-проектной деятельности в ценностную сферу. Именно в силу этого обстоятельства возникает возможность с новой точки зрения посмотреть на утвердившиеся у нас подходы к социальному проектированию. Наиболее распространен объектно-ориентированный подход к социальному проектированию (термин Т. М. Дридзе Социальный проект, с позиций такого подхода, имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося социального объекта. Объектом может быть некоторое сооружение, но также и социальные связи, отношения. По определению Ж. Т. Тощенко, «социальное проектирование — это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития новых социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов». Социальное проектирование рассматривается как специфическая плановая деятельность, суть которой — в научно обоснованном определении параметров формирования будущих социальных проектов или процессов с целью обеспечения оптимальных условий для возникновения, функционирования и развития новых или реконструируемых объектов. В силу этого, в частности, диапазон социальных проектов «полностью совпадает с диапазоном социальных прогнозов и социальных нововведений» . Специфику объектно-ориентированного подхода составляет представление о закономерном характере проекта, о его научной обоснованности как объективности. Здесь и выявляется слабость концепции. Проблема состоит в толковании объективности и научности в социальной сфере. Детерминация социальных нововведений вариативна. С. Н. Булгаков справедливо замечал: «Хотя социальная политика вообще способна обладать научностью, однако это вовсе не значит, чтобы из данных научных посылок с необходимостью следовала только одна система политики, и именно она-то и была единственно научной. Напротив, из одних и тех же научных данных могут вытекать различные, но в то же время с одинаковой степенью научности обоснованные направления социальной политики, другими словами, из данного научного инструмента может быть сделано различное употребление. Только благодаря неправильному пониманию природы науки и границ социального детерминизма, получает силу широко распространенное представление о том, что возможна только одна научная социальная политика». Научная обоснованность проектируемого объекта, таким образом, доказуема лишь в самых общих положениях и спорна в отношении конкретного управленческого решения. Вам понадобится · социальная проблема; · пути решения; · обширный материал по данной теме; · письменные принадлежности. Инструкция Если вам не дает покоя какая-то социальная проблема, и вы знаете, как ее решить, то вы можете создать свой социальный проект. Но процессу непосредственного проектирования предшествует долгий, масштабный, многоуровневый сбор информации по данному вопросу. Отличительная черта социального проекта в том, что он является абсолютно новым продуктом. Особая ценность такого проекта, созданного не специалистом, а рядовым гражданином, состоит в том, что его рекомендации не оторваны от реальной ситуации и адаптированы к существующей действительности. Но для того, чтобы ваш проект привлек внимание и был реализован, вы должны подать не просто интересную и продуктивную идею, но и убедить всех, что современная ситуация требует именно таких преобразований. Вы можете провести по рассматриваемой проблеме социологический опрос, где ваши доводы и предложения будут подтверждаться общественным мнением. Если ваш проект будет сопровождаться заключениями экспертов, статистическими данными, заключениями специалистов, то шансы на его реализацию возрастут. Помните, что ваш социальный проект - это официальный документ, и не допускайте неточностей и "вольного стиля" в оформлении. Работа должна быть написана в официально-деловом стиле с элементами научного (если есть исследования). Вы также можете привести положительный опыт социальных преобразований, подобных (но не идентичных) вашему. Проведение аналогий между будущими положительным эффектом и уже реально существующими достижениями значительно повысит ваш проект в глазах комиссии. В большинстве сегодняшних социальных проектов участвуют волонтеры и члены благотворительных организаций. Иными словами, в решении социальных проблем участвует сам социум. Поэтому для продвижения своей идеи вы можете обратиться к единомышленникам из общественных некоммерческих организаций. Оформление социального проекта Социальный проект – это комплекс мероприятий, в соответствии с котором осуществляется деятельность общественной организации. Проекты затрагивают социально-значимые проблемы, обосновывают и предлагают пути решения. Социальный проект состоит из 13 основных разделов. 1. Титульный лист. На титульном листе должно быть указано название проекта, его авторы, название и адрес организации, территория реализации, дата начала и завершения проекта, а также его бюджет (в рублях). 2. Аннотация. В аннотации стоит указать основную идею проекта, целевую аудиторию, требуемые ресурсы и сроки реализации проекта. Большой плюс будет, если вы укажите сильные стороны проекта и его отличия от подобных. Аннотация – это краткая характеристика социального проекта, которая адресуется потенциальным ресурсодателям и деловым партнерам. 3. Описание организации. В этом разделе вы должны показать, что ваша общественная организация надежная и перспективная. Напишите общие сведения об организации (когда, где и кем учреждено, численность), конкретные цели на ближайшие три года (обычно выражаются в количественных показателях), историю объединения (динамику развития, связи, важные события и успехи). Укажите направленность деятельности и опыт (направления деятельности, основные программы, достигнутые результаты, реализуемые и реализованные проекты), партнерские связи и перспективы развития общественного объединения. 4. Обоснование необходимости проекта. Насколько эта проблема актуальна в обществе? Чем ваш проект оригинален и отличается от других, похожей тематики? 5. Цели и задачи. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. Задачи – детализированная конкретная цель, раскрывающая ее объем и перечисляемые конкретные действия. 6. Методы реализации проекта. Метод – это инструмент, с помощью которого достигается цель проекта. То есть описание того, каким образом будет осуществляться проект. 7. Управление проектом . Конкретно укажите какие «должности» нужны для реализации проекта кроме руководителя. Сколько волонтеров требуется, и каких специалистов следует задействовать. 8. Рабочий план реализации проекта. Распишите, какие действия вы будете производить поэтапно: 1. Организационно-информационный этап. Создание группы, организационных условий, информационное обеспечение. 2. Основной этап. Основная работа по реализации проекта. 3. Итогово-перспективный. Подведение итогов деятельности, выработка перспектив его дальнейшего развития, пост-релизы и информационное освещение. 9. Ожидаемые результаты . Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. Результаты должны быть реалистичными, выполнимыми и измеряемыми. 10. Методы оценки результатов. План оценки проекта должен быть хорошо разработан, описаны инструменты. Критерии оценки должны быть адекватны результатам. Количественные и качественные индикаторы должны быть убедительными и обоснованными. 11. План дальнейшего развития проекта. Проект планируется одноразовый или постоянно-действующий? Будет ли изменяться целевая аудитория или территория? 12. Бюджет. Какие ресурсы нам нужны для реализации проекта и в каком количестве (кадровые, материальные, финансовые ресурсы). Надо оценить какие ресурсы у нас есть, а какие необходимо. И где мы можем взять недостающие ресурсы. 13.Пресс-релиз и коммерческое предложение. Пресс-релизы рассылаются во все СМИ, а коммерческие предложения – потенциальным спонсорам. Социальные проекты в такой форме можно подавать и на участие в грантах, и конкурах фондов.
Оформление проекта Оформленный проект обычно содержит следующие разделы:
Оформление текста проекта также важно, как и его содержание. Используйте крупный шрифт (14) и полуторный интервал. Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать, используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты и подчеркивания, маркированные списки и т.д. Социальные проекты, идеи которых были воплощены в жизнь, можно различать в первую очередь по приоритетной цели, которую они преследуют. Во вторую они различаются по степени и качеству влияния на жизнь общества. Справедливости ради стоит отметить, что идеи социальных проектов охватывают множество сфер человеческой жизни. Не всегда удается соблюсти «идеальность» приоритетных целей. Приоритеты и целиСоциальные проекты, идеи которых можно назвать подлинно социальными, приоритетными целями имеют, как принято считать, значительное улучшение жизни общества. К примеру, в летний сезон во многих городах деятельные и инициативные люди организовывают и с успехом проводят уже не первый год проект под названием «Побежали». Суть его более детально раскрыта ниже, а сейчас важно упомянуть про результаты. Только в одном городе-миллионнике в подобного рода проекте добровольно приняли участие более 100 000 человек. Больше половины людей дошли до финиша, пробежав при этом более 300 километров суммарно за 3 месяца! Социальные проекты, идеи которых встречают такой отклик, реально меняют жизнь общества к лучшему. Можно только представить, сколько людей стали здоровее, какое благотворное влияние оказано на подрастающее поколение бегающими родителями или родными. В результате участия в проекте у многих людей появляется полезная привычка заниматься собой и своим здоровьем системно. У них поялвются и новые друзья-единомышленники, с которыми легче и веселее двигаться вперед. «Антисоциальный» проект«Троллейбус счастья» - такое название имеет реализованный на практике «социальный» проект, который даже занимал призовые места в конкурсе на эту тему. В его заявленных целях — модернизация системы высшего образования путем развития экосистемы инноваций. Руководители проекта, исходя из опубликованной информации, ставили перед собой достаточно прозаичные задачи. Реализуя «Троллейбус счастья», они хотели активизировать учебный процесс, провести тренинг для магистров и публично защититься в конкурсе подобных проектов. Что на делеНа деле университет обратился к горэлектротрансу с предложением: «А давайте мы ваши троллейбусы украсим силами своих студентов, и вместе это все назовем социальным проектом?». Сказано - сделано. Выделили 4 троллейбуса, студенты в свободное время бесплатно их оформили, пригласили музыкантов, написали в прессу — готово! 4 пестрых троллейбуса, действительно красивых, ездят по городу и являют собой передвижные мини-выставки различных тематик — праздничной направленности, романтической, патриотической... Как изменилась жизнь города? Принципиально никак. Как потраченная энергия и деньги людей, студентов, преподавателей модернизировала систему высшего образования? Принципиально никак. Как развилась система экоинноваций с помощью троллейбуса, который существует уже более 100 лет? Доподлинно неизвестно. Значительно ли улучшилась в результате Вряд ли так можно сказать. Общая альтернатива«Побежали» - один из настоящих проектов, которые можно было бы назвать истинно социальным. Суть его в том, что желающий бегать по утрам человек регистрируется в социальных сетях. Он делает определенный небольшой денежный взнос и дальше бегает 100 дней подряд. После каждого занятия, согласно правилам проекта, необходимо выкладывать свои фото "в процессе" и выбранный маршрут. При отсутствии таких «доказательных» данных участник исключался без возврата денег. Конечно, правилами были предусмотрены и такие разные мелкие детали, как пропуск пробежки по уважительной причине и другие подобные моменты, но основные правила просты как дважды два. После проекта имеющаяся сумма денег была разделена между оставшимися участниками. Что интересно, обратно получали сумму, на 50% превышающую внесенную. Многие после проекта не оставили своей полезной привычки и продолжили бегать сложившимися группами и без проекта, ожидая следующего массового «забега». Так с помощью проекта и люди здоровее стали, и общество объединилось, и подрастающему поколению хороший пример подали. Еще примеры«Ночлежка» и «Виртуальная рында» - социальные проекты, идеи и примеры которых можно было бы также отнести к истинно социальным. Они реализуются на средства благотворительных организаций и при использовании молодежи. Первый проект представляет собой сеть ночлежек для бездомных. Создана карта, на которой указаны конкретные адреса мест, где можно покушать, переночевать либо получить помощь медицинского или юридического характера. Для многомиллионных мегаполисов такой проект значимо улучшает социальную ситуацию — становится меньше разбоев, снижается общий уровень преступности, меньше нагрузки на силовые органы. К тому же, проект позволяет более-менее сносно контролировать ситуацию с бездомными в городе и даже в некотором роде влияет на ситуацию. Второй проект позволяет и разместить, и увидеть на интерактивной карте города запросы о помощи. Казалось бы, ничего такого. Кому это интересно? А на деле приложение оказалось весьма востребованным — потому что оно решило основную коммуникационную проблему, связав тех, кто нуждается в помощи и тех, кто может ее оказать. Более того, любой желающий может присоединиться к проекту. Он будет в курсе запросов вокруг себя и получит удобную возможность воспользоваться помощью в случае чего. Сфера молодежиВажную роль в популяризации социальных проектов играют идеи социальных проектов, направленных на студентов и учащихся. Они позволяют увеличить занятость этого активного слоя населения, развить чувство патриотизма и проявить личный потенциал во многих сферах. Нужно отметить, что идеи социальных проектов для молодежи разнообразны. Они касаются, к примеру, сферы труда. Это организация строительных отрядов или мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проекты могут быть направлены на отдых молодежи, межкультурное взаимодействие и на практике. Сфера культурыИдеи которых можно найти в сфере культуры,обычно самые заметные. Их поддерживает государство с помощью правительственных грантов. Не всегда можно назвать творческими социальные проекты, идеи которых касаются этой тематики. Мероприятия касаются поддержки библиотечной, музейной и клубной (развлекательной) сфер. Для идеи социальных проектов в сфере культуры критично важны. Это создает дополнительную платформу для развития как личных талантов, к примеру, в области музыки или пения, а также развивает коммуникативные навыки. Иногда возникает возможность путешествовать и получать новые знания. Стоит отметить социально значимые проекты, идеи которых вдохновляют талантливую молодежь, позволяют раскрыть потенциал и талант. Зачастую это телевизионное шоу. На рубеже соприкосновения понятий «молодежь» и «культура» находятся также социальные проекты, идеи которых не отличаются оригинальностью. Это образовательные экскурсии. Подобные проекты предоставляют возможность молодежи реально расширить кругозор и представление об окружающей действительности. Членами Планетарного совета ДОО «Планета ЮНЕСКО» было принято решение о проведении в школе социального проекта «Подари праздник детям». Все классные коллективы, входящие в состав ДОО «Планета ЮНЕСКО» (5-10 класс), должны принять участие в данном школьном мероприятии, разработать и реализовать свои социальные проекты, направив социальную деятельность на классные коллективы начальной школы. Школьный социальный проект должен быть приурочен к празднованию Нового года и способствовать формированию доброжелательной атмосферы предстоящего праздника. Общий социальный проект ДОО должен быть представлен на городском «Конкурсе социальных проектов». Понятие социального проектирования В основу работы было положено определение социального проекта Прутченкова А.С.: Социальный проект – есть способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи. Таким образом, мы исходили из того, что социальный проект – это создание нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Постановка проблемы (введение) Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем. Социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность, и которое оно намеревается преодолеть При постановке проблемы разъясняется: актуальность и новизна чьи интересы затрагивает масштабы проблемы аналитическое осмысление сферы применения Функциональное назначение стратегия Таким образом, нами была определена следующая социальная проблема: классные коллективы начальной школы не входят в состав ДОО «Планета ЮНЕСКО» (членами ДОО являются обучающиеся классных коллективов с 5 по 11 класс). В последнее время особенно явно наметился разрыв между начальной и основной школой, они существуют отдельно друг от друга, младшие школьники не владеют информацией о существовании ДОО на базе школы, не знакомы с характером его деятельности. Данный социальный проект позволит объединить будущих и настоящих членов ДОО путем вовлечения в совместную деятельность. Участники проекта Классы начальной и основной школы были объединены в пары по принципу принадлежности классного руководителя начальной школы к классу основной. Цель проекта Цель проекта - это осознанное представление результата деятельности по проекту. Мы исходили из следующих требований к формулировке цели: Достижимость в рамках этого проекта Безусловность, т.к. для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ Предусматривание итогового результата проекта Соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям проекта Цель социального проекта «Подари праздник детям»: привлечение внимания членов ДОО к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества (проблема обозначена); включение членов ДОО в реальную практическую деятельность по разрешению этой проблемы силами самих учащихся. Задачи проекта Задачи проекта - это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Способствовать повышению общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации; Способствовать формированию навыков «разумного социального» поведения в сообществе; Развивать навыки командной работы; Развивать полезные социальные навыки и умения в рамках деятельности ДОО (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. д.). Сроки реализации проекта Этапы реализации проекта Каждый классный коллектив работал над своим социальным проектом, реализация которого проходила в несколько этапов 1. Изучение «среды» определенного класса начальной школы и выявление актуальной социальной проблемы данного класса. 2. Привлечение участников в рамках своего классного коллектива для решения данного социального проекта. 3. Определение цели и задач социального проекта. 4. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей. 5. Определение необходимых ресурсов. 6. Проведение плановых мероприятий. 7. Анализ результатов работы. Ожидаемые результаты Повышенная социальная активность членов ДОО «Планета ЮНЕСКО», их готовность принять личное участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе Реальный вклад членов ДОО «Планета ЮНЕСКО» в изменение социальной ситуации в местном сообществе Положительные изменения в сознании участников проекта, повышение уровня общей культуры личности Наличие у членов проектных групп (классных коллективов ДОО) сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела Повышение статуса ДОО «Планета ЮНЕСКО» и формирование положительного имиджа школы |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника согласно тк рф
- Будет ли повышение зарплаты полиции Оклад лейтенанта полиции в году
- Типовой договор на оказание услуг
- Курс, семинар, тренинг Отдел снабжения: эффективная работа с поставщиками Основные программы и направления тренингов
- Как заполнить заявление на регистрацию ИП по форме Р21001
- Тайное становится явным Драгунский денискины рассказы тайное становится явным
- Пути совершенствования контроля качества продукции Методические основы анализа организаций технического контроля качества на предприятии
- Программа сменный график работы
- Как уволить сотрудника в программе 1с 8
- Мамут александр леонидович Александр мамут