Главная - Образование
Природный материал пластичный при увлажнении 5 букв. Пластичные материалы на уроках технологии. По происхождению осадочные глины делятся на

Будущая керамика

Из какого материала был сделан первый шрифт Иоганна Гутенберга - основоположника европейского книгопечатания

Материал начинающего скульптора

Осадочная горная порода, употребляющаяся для гончарных изделий, кирпича, строительных и скульптурных работ

Пластичная осадочная горная порода, состоящая в основном из глинистых минералов

Почва, осадочная горная порода

Строительное тесто

Сырье для гончарных изделий

Осадочная, вязкая во влажном состоянии горная порода из мельчайших частиц минералов

Какой материал использует ласточка для строительства своего гнезда?

Что означает греческое слово «keramos», от которого произошла керамика?

Именно из этого аллах создал верблюда и финиковую пальму

Из чего сделан мифический великан голем?

Сырье гончара

Из этого природного материала Бог смастерил Адама

Гончарный «пластилин»

Почва-пластилин

Осадочная горная порода

Материал гончара

Огнеупорная и обожженая

Из нее творит гончар

Из чего сделан великан голем?

Материал для лепки

Почвапластилин

Примитивный заменитель цемента

Сырье для Адама

Масса на гончарном круге

Основа пластилина

Месиво для горшка и кирпича

Каолин, терракота

Стройматериал для казахских мазанок

Сырье для керамики

Порода, годная для горшков

. «пластилин» для гончара

Минерал для масок

Из нее Бог вылепил Адама

Сырье для красного кирпича

Сырье гончара и скульптора

Сырье для лепки Адама

Керамика в зародыше

Что есть в самане, кроме соломы?

. «пластилин» для скульптора

Пластичная осадочная горная порода, основной материал для керамики

. "Пластилин" для гончара

. "Пластилин" для скульптора

Гончарный "пластилин"

Ж. земля или землистое вещество, которое с водою составляет мягкое, вязкое и скользкое тесто, сохнущее на воздухе и принимающее в огне каменистую твердость и крепость. Основанием глине служить метал глиний м. алюмний, алюмий или алюминий, в окисленном виде глинозем м. Живая глина, у кирпичников и гончаров, в том виде, как она в пластах, в земле; пресная, налитая водой и вымятая, вымешанная; кислая, лежалая в замеске, готовая в дело. Валяльная, сукновальная глина, белая и тощая, отбирающая жир из шерсти. Глина зеленка, моск. малярная зелень, празелень. Разживайся угольком да глинкой, о нищете. Орем землю до глины, а едим мякину. Человек не глина, а дождь не дубина, не убьет и не размоет. Глинка ж. дикий полевой голубь (не искажено ли из клинтух?). Глиноземный, -земовый, -земистый, до глинозема относящийся или из него составленный. Глиняный, сделанный из глины; скудельный. Простую гончарную посуду называют глиняною, а белую фаянсовою и каменною. Не глиняный, от дождя не размокнешь. Бородка Минина, а совесть глиняна. Есть девка серебряна, поискать парня глиняного, жениха. Глинчатый или глинистый, содержащий глину; похожий на глину, ей подобный. Глинистая почва, в которой до половины глины; тяжелая, вязкая; белая глинистая, лудяк, холодная. Глинистый сланец, слоистая, сильно отвердевшая глина, с другою примесью. Глиноватый, о почве, глинистый, в меньшей степени. Глинище ср. глинница ж. или глинокопня ж. яма или копь, где берут глину; глинище влад. глиняная почва. Глинник стар. гончар, горшечник, горшеня, скудельник. Глинобитный, глинобойный, о строении, сбитый из земли, глины, иногда с примесью соломы. Глиновал м. рабочий, валяющий глину. Глиновальня ж. место, где ее валяют. Глиномял, топтун, работник, мнущий глину, обычно ногами. Глинокоп м. рабочий, копающий глину. Глиномес м. работник для мешения глины. Глиномесный, до замески глины относящийся, напр. снаряд. Глинник или глинчак м. глинище, глинник, чисто глиняная почва. Растение этой же почвы Lygeum. Он персты слюнит, да дудки глинит, лепит, тунеядничает. Глиносоломенные крыши, кроются пучками соломы, обмокнутыми в жидкую глину, сверху смазываются вгладь, а по просушке иногда смолятся, особенно горною смолою, и посыпаются песком

Из чего сделан великан голем

Из чего сделан мифический великан голем

Какой материал использует ласточка для строительства своего гнезда

Партнер соломы в самане

Терракота

Что есть в самане, кроме соломы

Что означает греческое слово "keramos", от которого произошла керамика

Сырьё для лепки Адама

Все материалы для печей и каминов делятся на 2 группы: на природные и искусственные. Давайте рассмотрим каждый из них, их особенности, свойства и область применения при :

Природные материалы

Песок – данный природный материал для строительства печей и каминов бывает нескольких видов: морской песок, речной и горный песок (овражный). Однако для постройки очагов применяется лишь горный песок, который получают при выветривании горной породы. Поверхность его зерен шероховата и имеет острые ребра, что очень «выгодно» в строительстве. Это способствует крепкому сцеплению с вяжущими составами, от чего растворы получаются цепкими, надежными и долговечными.

Нельзя применять морской или речной песок! Они имеют круглые зерна и поэтому плохо сцепляются с растворами!

Также, недопустимо использование мелкого песка, его зерна должны быть не больше 2 миллиметров!!!

Глина – это горная осадочная порода, которая состоит из очень маленьких минеральных частиц, зачастую пластинчатой формы. 0,005мм — размером. Такая пластинчатая структура глинистых материалов образует большую общую поверхность частиц, способную поглощать и задерживать до 30 процентов воды. В таком состоянии глина разбухает и становится вязко-пластичной. Когда же частицы глины высыхают, они сближаются и крепко удерживаются силой поверхностного натяжения тонюсеньких пленок воды, остающихся между ними. В результате глина затвердевает. То есть, при увлажнении происходит набухание глины и ее пластичность. А при сушке – она превращается в камневидный прочный материал, с некоторым уменьшением в объеме (усадкой).

Глина может быть как жирной (с примесями песка до 3 %), так и тощей (с примесями песка до 35 %). Цвет данного материала для печей и каминов зависти от его минерального состава, поэтому глина бывает и красных тонов, и серо-темных, серо-светлых, коричневых, и даже синих тонов.

Используют глину в основном для приготовления кладочных растворов для строительства различных очагов. Заготавливается она на берегах озер, рек, из открытых карьеров. Именно тут, под воздействием снега, дождя, мороза, под открытым небом, глина поддается полному технологическому природному, естественному процессу производства сырья для кладочных растворов-смесей. Если же нет такой возможности заготовить данное сырье, то применяется кирпич-сырец, производимый на кирпичных заводах. Та глина, которая только что вынута из закрытого карьера, не годится для кладочного раствора. Так как она обязательно должна проходить либо естественную обработку (под влиянием природы), либо обработку искусственную (машинным способом).

Вручную такая обработка невозможна! Растворы и кладка будут некачественными!

Искусственные материалы

Материалы керамические (терракотовые) – это каменные материалы, которые производятся из минералов благодаря формированию и последующему обжигу при высоких температурах.

Кирпичи полнотелые керамические – бывают белым, красным и желтым цветом. Формой прямоугольного параллелепипеда с прямыми ребрами, с углами, с ровными гранями, размером 250х120х65мм. Масса 1 кирпича полнотелого – 3,7 – 3,9кг. Теплопроводность – 0,71-0,82Вт/мК. Плотность – 1600-1900кг/м.куб. Прочность кирпичей характеризуется пределами прочности на сжатие, изгиб. Прочность обозначается марками – 300, 250, 200, 175, 150, 125, 100, 75. Морозостойкость – 50, 35, 25, 15.

При производстве кирпича очень важен правильный обжиг материала. Если кирпич будет недо-оббожон, он будет недостаточно прочным, не морозостойким и не водостойким. При недожоге кирпич имеет алый цвет. Если же он будет пере-сжен, его плотность и теплопроводность будут очень высокими. Как правило, такой кирпич имеет искаженные формы.

Для кладки очагов используются кирпичи марки 150, 125 и 100.

Кирпичи фасонные керамические – такие отделочные материалы для каминов и печей используются для декоративной отделки каминов и пр. очагов. Бывают красным, белым и желтым цветом. Фасонные керамические кирпичи производятся путем пластического формования разных геометрических форм.

Кирпичи глазурованные керамические – изготавливаются способом нанесения стекло-видного материала, т.е. глазури, на кирпич-сырец, и дальнейшего обожжения в печи. Имеют различные цвета – зеленый, коричневый, синий, матовый, белый.… Применяются и для кладки, и для облицовки печей, барбекю, каминов или мангалов.

Огнеупорный кирпич (шамотный) – предназначен для футеровок топливников печей-каминов + для их декоративных отделок. Также допускается и для , особенно банных каменок. Его размер – 240*60*115мм. Цвет либо белый, либо желтый. Огнеупорность – 1730 градусов. Прочность – 11-12,6 Мпа, его плотность – 1905-2000 кг/м.куб. Теплопроводность – 0,85-0,9 Вт/мК.

Керамовермикулит – используется для устройства теплозащитных экранов и противопожарных разделок. Его плотность – 350–1050 кг/м.куб, теплопроводность – 0,16 – 0,37 Вт/мК, прочность на сжатие – 0,50 – 2,4 Мпа.

Кремневермикулитовые плиты огнезащитные – это огнеупорные материалы для печей и каминов, которые используют в помещениях, домах, с высокой пожарной опасностью. То есть в банях, в устройствах противопожарных перекрытий, при теплоизоляции помещений в банях. Кроме этого кремневермикулитовые плиты применяют для создания интерьеров бань, каминов, и все благодаря их красивой желто-золотистой фактуре. Плотность данного материала – 300-700 кг/м.куб. Предел прочности на сжат. – 0,6-4 Мпа. Теплопроводность – 0,08-0,13Вт/мК.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

Кузбасский государственный технический университет

Контрольная работа № 1

Дисциплина: Материаловедение

Выполнил: Сайгина М.В.

Кемерово, 2011

1. Камневидный материал в виде образца кубической формы, ребро которого равно 6,5 см, в воздушно-сухом состоянии имеет массу 495 г. Определить коэффициент теплопроводности (ориентировочный) и возможное наименование материала

Объем образца каменного материала:

Плотность образца каменного материала:

Коэффициент теплопроводности каменного материала:

Исходя из полученных данных, каменным материалом может быть обыкновенный камень.

Ответ:

2. Определить пористость цементного камня с В/Ц=0,62, если химически связанная вода оставляет 21% от массы цемента, плотность которого 3,1 г/см ³

1) Пористость равна:

Тогда:

Так как, то

По условию задачи:

Тогда:

Ответ:

. Как изменяются свойства строительных материалов по мере их увлажнения? Приведите примеры

Физические свойства материала характеризуют его поведение под воздействием физических факторов, моделирующих воздействие внешней среды и условия работы материала (действие воды, высоких и низких температур и т. п.).

Свойства, связанные с воздействием на материал воды, называют гидрофизическими .

Строительные материалы в процессе их транспортировки, эксплуатации и хранения подвергаются действию воды или водяных паров, находящихся в воздухе. При этом их свойства существенно изменяются. Так, при увлажнении материала повышается его теплопроводность, изменяются средняя плотность, уменьшается прочность и другие свойства, материалы становятся более тяжелыми.

Цемент, гипсовые вяжущие, пигменты, клей, и другие материалы портятся от атмосферной влаги, а влажная древесина легко поддается гниению. Поэтому при всех расчетах необходимо учитывать как влажность материала, так и его способность к поглощению влаги (водопоглощение и гигроскопичность). Во всех случаях при применении и хранении пористые строительные материалы предохраняют от увлажнения.

Гидрофильность и гидрофобность- свойства поверхности материала по отношению к воде. Мерой гидрофильности служит энергия связи молекул воды с поверхностью вещества, из которого состоит материал.

Гидрофильные (от греч. Phileo-люблю) материалы имеют высокую степень связи с водой. На гидрофильной поверхности капля воды растекается, а капиллярные поры гидрофильных веществ способны втягивать воду и поднимать ее на значительную высоту.

Гидрофобные (от греч. Phobos-страх) материалы имеют низкую степень связи с водой. На их поверхности капли воды почти не растекаются, а в капиллярные поры вода проникает на минимальную глубину или вообще не проникает.

Для снижения смачиваемости материала и поглощения им воды можно изменять характер его поверхности. Особенно эффективны в роли гидрофобизаторов кремнийорганические вещества. Так, кирпич или бетон, обработанные гидрофобизирующей кремнийорганической жидкостью (ГКЖ), перестают поглощать воду, и более того, вода скатывается с поверхности таких гидрофобизированных материалов «как с гуся вода».

Гигроскопичность- способность материала изменять свою влажность при изменении влажности воздуха. При увеличении влажности воздуха гигроскопичный материал поглощает и конденсирует водяной пар на своей поверхности, в том числе и на поверхности пор. Этот процесс называют сорбцией. Гигроскопичность отрицательно сказывается на качестве строительных материалов. Так, цемент при хранении под влиянием влаги воздуха комкуется и снижает свою прочность. Весьма гигроскопична древесина, от влаги воздуха она разбухает, коробится. Чтобы уменьшить гигроскопичность деревянных конструкций и предохранить их от разбухания, древесину покрывают маслеными красками и лаками, пропитывают полимерами, которые препятствуют проникновению влаги в материал. Капиллярное всасывание - свойство пористо-капиллярных материалов поднимать воду по капиллярам. Оно вызывается силами поверхностного натяжения, возникающими на границе раздела твердой и жидких фаз. Капиллярное всасывание характеризуют высотой поднятия уровня воды в капиллярных материалах и количеством поглощенной воды и интенсивность всасывания. Когда фундамент находится во влажном грунте, грунтовые воды могут подыматся по капиллярам и увлажнять низ стены здания. Во избежание сырости в помещении устраивают слой гидроизоляции, отделяющий фундамент от стены. С увеличением капиллярного всасывания снижается прочность, стойкость к химической коррозии и морозостойкость строительных материалов.

Водопоглощение - свойство материала при непосредственном соприкосновении с водой впитывать и удерживать ее в своих порах. Водопоглощение выражают степенью заполнения объема материала водой или отношением количества поглощенной воды к массе сухого материала.

У высокопористых материалов водопоглощение по массе может превышать пористость, но водопоглощение по объему всегда меньше пористости, так как вода не проникает в очень мелкие поры, а в очень крупных не удерживается. Водопоглощение плотных материалов равно нулю (стекло, сталь, битум) Водопоглощение отрицательно сказывается на других свойствах материалов: понижается прочность и морозостойкость, материал набухает, возрастает его теплопроводность и увеличивается плотность.

Паропроницаемость - способность материала пропускать водяные пары при наличии разницы абсолютной влажности воздуха (парциального давления пара в воздухе) по обе стороны материала. Пар стремится пройти через материал в ту сторону, где его парциальное давление ниже (обычно из теплого помещения в холодное). В одних случаях нужна высокая паропроницаемость (например, материал стены должен «дышать»); в других желательно отсутствие паропрони-цаемости (теплоизоляция не должна отсыревать). Необходимая степень паропроницаемости конструкции достигается правильным выбором материалов и их взаимным расположением в конструкции.

Влагоотдача - способность материала терять находящуюся в его порах воду. Влагоотдачу определяют количеством воды, испаряющейся из образца материала в течение суток при температуре воздуха 20 °С и относительной влажности 60 %. Влагоотдачу учитывают, например, при сушке стен зданий и уходе за твердеющим бетоном. В первом случае желательна быстрая влагоотдача, а во втором, наоборот, замедленная.

Водопроницаемост ь - свойство материала пропускать через себя воду под давлением. Степень водопроницаемости в основном зависит от строения пористости материала. Чем больше в материале открытых пор и пустот, тем больше его водопроницаемость. Водопроницаемость характеризуется коэффициентом фильтрации (м/ч) - количеством воды (в м3), проходящей через материал площадью 1 м2, толщиной 1м за 1 ч при разности гидростатического давления на границах стенки 9,81 Па. Чем ниже коэффициент фильтрации, тем выше марка материала по водонепроницаемости. Водонепроницаемыми являются плотные материалы (гранит, металлы, стекло) и материалы с мелкими замкнутыми порами (пенопласты, экструдированный полистирол).

Для гидроизоляционных материалов важна оценка не водопроницаемости, а их водонепроницаемости, которая характеризуется или временем, по истечении которого появляется просачивание воды под определенным давлением через образец материала (мастика, гидроизол), или максимальным давлением воды, при котором она еще не проходит через образец материала за время испытания (специальные строительные растворы).

Морозостойкость - свойство материалов в насыщенном водой состоянии выдерживать многократное число циклов попеременного замораживания и оттаивания без видимых признаков разрушения и без значительного снижения прочности и массы. Морозостойкость - одно из основных свойств, характеризующих долговечность строительных материалов в конструкциях и сооружениях. При смене времен года некоторые материалы, подвергаются периодическому замораживанию и оттаиванию в обычных атмосферных условиях, разрушаются. Это объясняется тем, что вода, находящиеся в порах материала, при замерзании увеличивается в объеме примерно на 9…10 %; только очень прочные материалы способны выдерживать это давление льда (200 МПа) на стенки пор.

Высокой морозостойкостью обладают плотные материалы, которые имеют малую пористость и закрытые поры. Материалы пористые с открытыми порами и соответственно с большим водопоглащением часто оказываются не морозостойкими.

4. Наличие каких минералов в составе камня придает ему прочность при ударном воздействии нагрузки

теплопроводность портландцемент термозит пористость

Свойство камня разрушаться под ударной нагрузкой называется хрупкостью. Хрупкость каменного материала зависит от минералогического состава, характера сцепления между отдельными минералами, цементирующего вещества, его состояния, строения и сложения породы. Наиболее хрупкие породы: кварцит, некоторые песчаники и изверженные породы стекловатого строения. Хрупкость является отрицательным свойством каменного материала, применяемого для устройства дорожной одежды. Обратная величина хрупкости называется вязкостью. Ударная вязкость (или сопротивление удару) - способность материала сопротивляться деформированию или разрушению при ударе. Сопротивление удару важно для каменных материалов, которые в процессе эксплуатации в конструкциях подвергаются динамическим воздействиям (например, в дорожных покрытиях, покрытиях полов промышленных зданий и т. п.).

При рассмотрении разнообразных представителей минералов и горных пород в отношении каждого из них была установлена зависимость его свойств от состава и структуры.

По составу породы могут быть мономинеральными и полиминеральными. Качественные характеристики первых в основном определяются свойствами их породообразующего минерала: формой и размером его частиц, дефектами структуры, типом химической связи между частицами, макро- и микропористостью и т. п.

В зависимости от твердости минералов, входящих в состав горной породы и в значительной степени определяющих ее свойства, камни условно делятся на три группы:

прочные - кварциты, граниты, габбро;

средней прочности - мрамор, известняки, травертины;

низкой прочности - рыхлые известняки, туфы.

Кварцитам, например, передаются свойства их породообразующего компонента кварца: высокие твердость, плотность и механическая прочность, малая деформативность (хрупкость), раковистость излома, высокая стойкость к химическому выветриванию и др.

Аналогичным образом на физико-механических свойствах известняков отражаются характерные особенности породообразующего кальцита: сравнительно легкая растворимость в воде, низкая твердость и совершенная спайность, с которыми непосредственно связана пониженная прочность этих пород. Подобное влияние упомянутых свойств кальцита проявляется также на свойствах мраморов, являющихся метаморфизованными разновидностями известняков.

Особенно отчетливо прослеживается негативное влияние совершенной спайности кальцита на прочность крупнокристаллических разновидностей карбонатных пород химического генезиса. Снижение их прочности при механическом воздействии объясняется прежде всего разрушением частиц кальцита по плоскостям спайности, а также по границам их контакта друг с другом.

С увеличением пористости, а также с появлением неплотностей в контактах и некоторых других структурных дефектов, неизбежно возникающих при формировании мономинеральных пород, их упругие и прочностные свойства интенсивно снижаются. Аналогичные явления происходят в полиминеральных породах, когда превалирующий количественно породообразующий минерал оказывает наиболее заметное влияние на формирование определенных свойств породы. У магматических пород, например гранитов, с увеличением содержания кварца, имеющего очень высокий предел прочности при сжатии (около 2000 МПа), повышается механическая прочность. Наоборот, увеличение количества полевых шпатов и слюды в этих породах снижает их прочность, обычно составляющую до 200 МПа для мелкозернистых и до 120... 140 МПа для крупнозернистых их разновидностей. Это происходит вследствие того, что полевой шпат не отличается высоким пределом прочности при сжатии, аналогично кварцу (всего около 170 МПа), а слюда с присущей ей высокой спайностью и способностью образовывать плоскости скольжения способствует механическому разрушению гранита с появлением внутренних скалывающих напряжений. При небольшом количестве слюды или полной ее заменой роговой обманкой гранит приобретает повышенные вязкость и прочность (в том числе и на ударную нагрузку). С повышением пористости у выветрелых и одресвелых гранитов их прочность быстро снижается, достигая 80... 60 МПа и ниже.

Что является сырьем для производства портландцемента и какова технология его получения по мокрому способу

Портландцемент - наиболее распространённый в современном строительстве вид цемента. Получают портландцемент тонким измельчением клинкера с гипсом (3-7%); допускается введение в смесь активных минеральных добавок (10-15%). Клинкер - продукт обжига (до полного спекания) искусственной сырьевой смеси, состоящей приблизительно из 75% карбоната кальция (обычно известняка) и 25% глины. Обжиг сырья ведут преимущественно во вращающихся печах при 1450-1500°С. Свойства портландцемента зависят главным образом от состава клинкера и степени его измельчения. Важнейшее свойство портландцемента - способность твердеть при взаимодействии с водой. Оно характеризуется маркой портландцемента, определяемой по прочности на сжатие и изгиб стандартных образцов цементно-песчаного раствора после 28 суток твердения во влажных условиях. Сырьем для производства портландцемента служат: известковые, мергелистые, глинистые породы и различные добавки - шлак, бокситы и др. Для получения портландцемента применяют, главным образом, карбонатные и глинистые породы. Кроме того, в качестве сырьевых материалов можно использовать и другие природные виды сырья, а также искусственные материалы, получаемые в виде отходов тех или иных производств. К ним относятся основные и кислые доменные шлаки, отходы, получаемые при производстве глинозема, белитовый (нефелиновый) шлам, отходы от переработки горючих сланцев, зола и др. Помимо основных сырьевых материалов в производстве портландцемента используют и различные корректирующие добавки.

Производство цемента "мокрым" способом.

При подготовке сырьевой смеси по мокрому способу в большинстве случаев используют твердый карбонатный (известняк) и мягкий глинистый (глина) компоненты.

Известняк как более твердый материал предварительно подвергается дроблению, а пластичная глина измельчается в присутствии воды в специальных аппаратах (болтушках или мельницах-мешалках). Окончательное тонкое измельчение с получением однородной смеси известняка, глиняного шлама и корректирующих добавок происходит в шаровых трубных мельницах. Хотя компоненты дозируют в мельницы в заданном соотношении, из-за колебаний их химико-минералогических характеристик не удается получить в мельнице шлам состава, отвечающего установленным параметрам. Поэтому необходима специальная технологическая операция по корректировке его состава. После проверки соответствия состава шлама заданным показателям его подают на обжиг во вращающуюся печь, где завершаются химические реакции, приводящие к получению клинкера. Затем клинкер охлаждается в холодильнике и поступает на склад, где также хранятся гипс и активные минеральные добавки. Эти компоненты предварительно должны быть подготовлены к помолу. Активные минеральные добавки высушивают до влажности не более 1 %, гипс подвергают дроблению. Совместный тонкий размол клинкера, гипса и активных минеральных добавок в шаровых трубных мельницах обеспечивает получение цемента высокого качества. Из мельниц цемент поступает в склады силосного типа. Отгружают его либо навалом (в автомобильных и железнодорожных цементовозах), либо упакованным в многослойные бумажные мешки.

При приготовлении шлама из двух мягких (мела и глины) и двух твердых компонентов (известняка и глинистого мергеля) последовательность основных технологических операций не меняется. Однако особенности свойств измельченного сырья и стремление к выбору наименее энергоемких технических решений обусловливают существенные отличия способов измельчения компонентов.

При использовании двух мягких компонентов технологическая схема позволяет эффективно использовать способность мягкого сырья распускаться в воде. Применение мощного оборудования для предварительного измельчения сырья (например, мельниц "Гидрофол") позволяет отказаться от его дробления. Однако на стадии предварительного измельчения часть сырья остается недоизмельченной, и получение шлама также должно завершаться в шаровой трубной мельнице.

При использовании двух твердых компонентов повышенная твердость глинистого сырья обусловливает необходимость его предварительного дробления. Тонкое измельчение всех компонентов происходит в одну стадию в шаровой мельнице. В водной среде облегчается измельчение материалов и улучшается их перемешивание. В результате снижается расход электроэнергии (при мягком сырье экономия может достигать 36 МДж/т сырья) и получается более однородная шихта, что в конечном счете приводит к росту марки цемента. Кроме того, при мокром способе упрощается транспортировка шлама и улучшаются санитарно-гигиенические условия труда. Сравнительная простота мокрого способа и возможность получения высокомарочной продукции на сырье пониженного качества обусловили его широкое распространение в цементной промышленности нашей страны. В настоящее время этим способом выпускается около 85 % клинкера. В то же время введение в шлам значительного количества воды (30-50 % массы шлама) обусловливает резкое повышение расхода теплоты на ее испарение. В результате расход теплоты при мокром способе (5,8-6,7 МДж/кг) на 30-40 % выше, чем при сухом способе. Кроме того, при мокром способе возрастают габариты и соответственно металлоемкость печей.

6. Как образовались глины в природе и каковы их основные минеральные компоненты

Глина - это мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.

Происхождение глины.

Глины образовались в результате выветривания изверженных полевошпатных горных пород. Процесс выветривания горной породы состоит из механического разрушения и химического разложения. Механическое разрушение происходит в результате воздействия переменной температуры, воды и ветра, химическое разложение - в результате воздействия различных реагентов, например воды и углекислоты на полевой шпат, когда образуется минерал каолинит.

Наиболее чистые глины, состоящие преимущественно из каолинита, называют каолинами. Обычные глины отличаются от каолинов химическим и минералогическим составом, так как помимо каолинита они содержат кварц, слюду, полевые шпаты, кальцит, магнезит и др.

В целом по происхождению и составу все глины подразделяются на осадочные , образовавшиеся в результате переноса в другое место и отложения там глинистых и других продуктов коры выветривания, и остаточные , возникающие в результате выветривания различных горных пород на суше, и в море в результате изменения лав, их пеплов и туфов.

По происхождению осадочные глины делятся на:

. морские глины, отложившиеся на дне моря:

прибрежно-морские - образуются в береговых зонах (зонах взмучивания) морей, незамкнутых заливах, дельтах рек. Характеризуются часто неотсортированностью материала. Быстро переходят в песчанистые и грубозернистые разновидности. Замещаются песчаными и карбонатными отложениями по простиранию.

лагунные - образуются в морских лагунах, полузамкнутых с повышенной концентрацией солей или опресненных. В первом случае глины неоднородны по гранулометрическому составу, недостаточно отсортированы и встречаются совместно с гипсом или солями. Глины опреснённых лагун обычно тонкодисперсные, тонкослоистые, содержат включения кальцита, сидерита, сульфидов железа и др. Среди этих глин встречаются огнеупорные разновидности.

шельфовые - образуются на глубине до 200 м. при отсутствии течений. Характеризуются однородным гранулометрическим составом, большой мощностью (до 100 м. и более).

2. континентальные глины , образовавшиеся на материке.

- делювиальные - характеризуются смешанным гранулометрическим составом, резкой его изменчивостью и неправильной слоистостью (иногда отсутствует).

- озёрные, с однородным гранулометрическим составом и тонкодисперсные. В таких глинах присутствуют все глинистые минералы, но каолинит и гидрослюды, а также минералы водных окислов Fе и Аl преобладают в глинах пресных озёр, а минералы монтмориллонитовой группы и карбонаты - в глинах соляных озёр. К озёрным глинам принадлежит лучшие разновидности огнеупорных глин.

- пролювиальные, образованные временными потоками. Характеризуются очень плохой сортировкой.

- речные - развиты в речных террасах, особенно в пойме. Обычно плохо отсортированы. Быстро переходят в пески и галечники, чаще всего неслоистые.

Глины остаточные - глины, возникающие в результате выветривания различных горных пород на суше, и в море в результате изменения лав, их пеплов и туфов. Вниз по разрезу остаточные глины постепенно переходят в материнские породы. Гранулометрический состав остаточных глин изменчив - от тонкодисперсных разновидностей в верхней части залежи до неравномерно зернистых - в нижней. Остаточные глины, образовавшиеся из кислых массивных пород, не пластичны или мало пластичны; более пластичны глины, возникшие при разрушении осадочных глинистых пород.

Глины состоят из различных окислов, свободной и химически связанной воды и органических примесей. В число окислов входят: глинозем, кремнезем, окись железа, окись кальция, окись натрия, окись магния и окись калия.

Глинозем оказывает наибольшее влияние на свойства керамических изделий и является важнейшей составной частью глины. Чем выше содержанке глинозема, тем выше пластичность и огнеупорность глины. Кремнезем является основным (по количеству) окислом, образующим глины - количество его достигает 60-78%.

Помимо окиси железа в состав глин входят закись железа FeO, пирит FeS2 и другие модификации железа. От количества железа и его модификации зависит цвет керамических изделий и температура спекания черепка. Наиболее плотный черепок получается при наличии, в глине закиси железа.

Содержание окиси кальция (в виде карбонатов и сульфатов кальция) в некоторых глинах достигает 25%. Эти соединения кальция сокращают период спекания глин, что ухудшает условия обжига керамических изделий. Такое же влияние на обжиг изделий оказывает и окись магния, находящаяся в глинах в виде карбоната MgCO3 и доломита MgCO3-CaCO3. В незначительных количествах в глинах встречается в виде примесей сернистый ангидрид SO3. Однако если он находится в соединениях с магнием или натрием, то он может вредно влиять на прочность изделий. Полезными примесями можно считать окись калия и окись натрия, которые служат плавнями, понижающими температуру обжига изделий и придающими им большую прочность. Окиси различных металлов, например марганца, титана и др., содержатся в очень небольших количествах и мало влияют на свойства глин. Вообще на свойства глин влияет не только количественное содержание тех или иных окислов, но и их соотношение.

Примеси оказывают большое влияние на свойства глин. Так, при повышенном содержании свободного кремнезема, не связанного с А12О3 в глинистые минералы, уменьшается связующая способность глин, повышается пористость обожженных изделий и понижается их прочность.

В составе глин также присутствует вода, которая содержится в глинах как в виде свободной, так и химически связанной, т. е. входящей в состав глинообразующих минералов. Наличие в глине тех или иных минералов дает возможность судить о количестве химически связанной воды и, следовательно, об отношении к сушке и обжигу. От содержания органических веществ, находящихся в глине в виде остатков растений и гумусовых веществ, также зависят потери глин при обжиге и, следовательно, усадка изделий. Кроме того, повышенное количество органики снижает огнеупорность глин.

7. Что такое термозит, каковы его свойства и для каких целей применяется в строительстве

Материалы и изделия из шлаковых расплавов являются разновидностью изделий, получаемых из расплавленных горных пород. Огненно-жидкие шлаки металлургической промышленности являются ценным сырьем для получения различных материалов и изделий. Производство изделий из шлаковых расплавов выгодно и экономически, поскольку для их получения не требуется дополнительных затрат топлива, отпадает необходимость в специальных плавильных печах, значительно снижаются удельные капитальные вложения и себестоимость единицы продукции. Однако для надлежащего качества выпускаемых изделий шлаковые расплавы нуждаются в обогащении специальными добавками, что несколько усложняет производство изделий. Из огненно-жидких шлаков получают изделия для покрытий полов промышленных предприятий, облицовочные плитки, используемые в коррозионных средах, тюбинги для крепления горных выработок, легкие материалы - термозит, шлаковую вату и др.

Термозит представляет собой ячеистый материал, получаемый в результате вспучивания расплавленного шлака при быстром его охлаждении. Объемный вес термозита колеблется от 300 до 1100 кг/м3 в зависимости от размера кусков и степени вспучивания. Щебень из термозита является хорошим заполнителем для получения легких термозитобетонов. При заливке расплавленного шлака в специальные формы можно, получать изделия различного профиля и конфигурации. Для уменьшения напряжений и предотвращения образования трещин в период кристаллизации и последующего охлаждения изделий в формы перед заливкой укладывается стальная арматурная сетка.

Термозит - шлаковая пемза. Шлаковая пемза является искусственным пористым материалом. Благодаря своим универсальным физико-механическим и теплотехническим свойствам шлаковая пемза применяется:

как заполнитель в лёгких бетонах,

в теплоизоляционно-конструкционных и высокопрочных мелкозернистых бетонах;

как утеплитель для кровельно-промышленных и гражданских зданий, тёплых полов;

в смесях для дорожных одежд;

в виде тонкомолотых добавок в цементные и асфальтовые бетоны;

в производстве минераловатных изделий.

Шлаковая пемза выпускается двух фракций: 0-5 мм и 5-20 мм, отгружается потребителям по ГОСТ 9757 со следующими характеристиками:

насыпной плотностью следующих марок 600-1000;

прочностью П75-П150;

пористостью - 40-45%;

коэффициентом формы зёрен 1,8-2,0;

устойчивой структурой против силикатного распада;

морозостойкостью Мрз 15 и выше.

Шлаковая пемза относится к первому классу строительных материалов в соответствии с ГОСТ 30108-94, может использоваться в строительстве без ограничений.

Термозит как субстрат для разведения комнатных растений неидеален, так как обладает следующими недостатками:

частицы термозита имеют острые края, что делает его небезопасным в применении,

характеризуется высокой щелочностью (до 43% СаО).

Оба недостатка можно устранить. В первом случае к термозиту рекомендуется добавить 10% кварцевого песка. Песок вводят в субстрат перед обработкой.

Во втором случае, как и вулканические породы, термозит подвергают предварительной обработке с целью удаления из него ядовитых веществ (соединений серы и извести).

Впервые в конце 1960-х годов термозит начали применять для промышленных целей в таких областях, как различные типы свай, шпунтованные сваи, анкерные сваи, Вертикальные Опорные Элементы (ВОЭ), трубы, трубопроводы, границы зон облучения и т.п.

Применение изготовляемого термозита получило широкое признание в ряде мест континентальной части Соединенных Штатов в качестве альтернативного средства забутовки вокруг опор электропередач, свай и анкерных опор. Сваи и ВОЭ крепятся в стволах, пробуренных обычным способом, а затем заранее отмеренное количество термозита заливается или впрыскивается в стволы. Жидкий термозит немедленно начинает реагировать и расширяется до 15 раз по сравнению с исходным объектом, а затем затвердевает. В течение десяти минут свая или ВОЭ дают усадку и их можно освободить.


Лепка - один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Лепка -- придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов -- стеков ит.п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Варьируется от мелкой пластики, этюда -- до произведений близких по размерам к монументальным. Термин может расцениваться как синоним самого понятия «скульптура», однако употребляется обычно в таком качестве преимущественно по отношению к занятиям в начальных учебных заведениях (художественных школах), кружках ит.д. как вводный курс освоения первичных принципов техники.

Н.М. Конышева выделяет следующие основные задачи, которые необходимо решать на уроках лепки в начальной школе: развитие творческих способностей учащихся; эстетическое воспитание; воспитание трудолюбия; развитие умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное; художественное просвещение детей, развитие у них интереса к искусству; развитие трудовых умений и навыков.

Различают следующие виды пластичных материалов.

Пластилин (итал. -- пластический) изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей, произведений малых форм.

Пластилин -- прекрасный пластический материал, позволяющий учащимся начальной школы лепить разнообразные объемные предметы. В процессе лепки дети получают практическое представление о пропорциях, форме и соотношении предметов. В то же время лепка является активным средством эстетического воспитания школьников. Она развивает координацию движений рук и пальцев. На занятиях лепкой у школьников формируется способность объемного видения предметов, осмысливаются пластические особенности и формы, развивается чувство цельности композиции.

Для лепки фигурок хорошо подходит пластилин отечественного производства, который достаточно липкий, чтобы вылепленные детали склеивались между собой. Единственный его недостаток в том, что он не очень пластичен. Перед тем как начать лепить, его нужно долго разминать в руках, чтобы сделать мягче. Маленьким детям это не под силу.

Восковой пластилин -- предназначен для еще не окрепших детских рук. За счет своей восковой основы он мягче и пластичнее обычного и безопасен при использовании по назначению. Кусочки воскового пластилина хорошо прилипают друг к другу. Восковой пластилин отлично подходит для изготовления пластилиновых панно.

Шариковый пластилин -- состоит из маленьких шариков, соединенных между собой клеевым раствором, его структура отлично скрывает небольшие неровности на детских поделках.

Плавающий пластилин -- не прилипает к рукам, хорошо смешивается, не высыхает и плавает, если вылепленная фигура имеет плоское и широкое основание и детали распределены сбалансировано.

Глина -- мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина - это природный материал, который встречается повсеместно, легко обрабатываемый, долго сохраняющий форму изготовленного изделия. Самый древний материал для лепки. Для уроков труда в начальных классах по работе с глиной необходимо: глина, блюдце с водой, подкладная доска, стеки, тряпочки для рук для каждого ученика. Занятия проводятся в классе или обычной комнате.

Чтобы придать изделию прочность, поделки из глины нужно обжигать минимум при 900 °С, т.е. в специальных печах для обжига. Если просто высушить изделие из глины, оно, конечно, затвердеет, но будет очень хрупким. Так что если необходимо сохранить поделку, то можно облить ее клеем ПВА. Он чуть впитается, высохнет, станет прозрачным и блестящим и сделает игрушку не такой хрупкой.

Глина служит хорошим материалом для изготовления игрушек и поделок на уроках труда и внеклассных занятиях. Это прекрасный пластический материал, позволяющие учащимся лепить разнообразные объемные предметы.

На уроках труда, посвященных работе с глиной, дети учатся объемно лепить посуду, овощи, фрукты, животных, растения и т.п. Лепить ученикам легче, чем рисовать. Наблюдения показывают, что после лепки сложных объемных форм животных и зверей ученики уверенно и даже по памяти изображают их на плоскости.

Лепить можно различными способами: раскатыванием, оттягиванием, налепливанием, штамповкой, продавливанием.

Методов лепки - два.

Первый метод - изучение внешнего строения объекта: определяем упрощенную форму его основной массы - туловища. Затем придаем пальцами глине приблизительную форму туловища и сохраняя ее способом оттягивания, лепим сначала приблизительно, а затем точнее - форму головы, хвоста, конечностей. Во время лепки обращаем внимание на соотношение размеров головы, хвоста, конечностей, туловища. Обучать таким методом лепке сложных форм, безусловно, трудно.

Поэтому можно пользоваться другим методом: он заключается в пропорциональном делении предназначенной для лепки массы глины на все главные части объекта, который предстоит лепить. От точного определения массы тут зависит многое: экономия материала, точность изготовления. Последовательность лепки вторым методом такая:

  • 1. Изучение внешнего строения избранного для лепки объекта.
  • 2. Определение массы глины для лепки всего объекта и его пропорциональное расчерчивание и разрезание на части.
  • 3. Упрощенная лепка формы туловища, головы, конечностей до доступных детям объемных форм, лепка всех частей.
  • 4. Сборка и выполнение детализации.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что процесс работы с природным материалом глиной является мощным источником всестороннего развития личности ребенка.

В первом классе учащиеся уже познакомились с основным свойством этих материалов - пластичностью, которое позволяет использовать их для лепки. Во втором классе целесообразно изучать состав и свойства глины, сравнивая ее с кварцевым песком.

Нужно провести опыт, в ходе которого дети рассмотрят комочек сухой глины и сухой песок, определят их цвет, затем разотрут эти материалы в ладонях и сделают вывод, из чего они состоят: глина - из мельчайших пылинок, песок - из отдельных крупинок. Кроме того, наблюдение покажет, как изменяется пластичность глины и песка при увлажнении, что происходит с ними после высыхания: они становятся темнее, глина превращается в пластичную массу, а крупинки песка только слипаются между собой.

Рассказать ученикам, что сухая глина бывает разных цветов: белого, серого, коричневого, красного и даже черного.

Сырая глина и песок могут принимать любую форму, так как они обладают пластичностью. Но глина более пластична, чем песок: после сушки глина затвердевает и не меняет обретенной формы, песок же рассыпается на отдельные частички.

Темы «Спиральная лепка из жгутов» и «Лепка из целого куска глины» знакомят второклассников с новыми технологиями лепки. Учителю следует подчеркнуть, что способ лепки зависит от конструкции изделия и замысла мастера.

Второклассники осваивают простейшие приемы декоративной отделки изделий из глины - рельефную (тиснение, лепные узоры) и роспись.

Тиснение осуществляют пальцами и с помощью различных штампиков, пробойников. Лепные украшения (жгуты, шарики, бусины и т.д.) делают пальцами. Расписывают глиняные изделия в начальных классах наиболее доступной росписью гуашью с добавлением клея ПВА.

Роспись изделия осуществляется после того, как оно полностью готово. Если работа над изделием продолжается несколько дней, то глину надо опрыскивать водой, покрывать мокрой тканью и заворачивать в целлофановую пленку.

Сушка - очень сложный процесс. Сначала изделие сушат под навесом 2-3 суток без сквозняков, а затем обжигают в русской печи, в горнах или на костре. Обжиг должен осуществляться только с помощью учителя и под его контролем. Оценивая работы учащихся, нужно обратить внимание на их оригинальность, соответствие образу, чувство меры в декоративной отделке и ее соответствие форме и назначению изделия, а также степень самостоятельности при выполнении изделия.

Пример: Лепка Дымковской или Филимоновской лошадки из глины

Ход выполнения работы.

Чтобы слепить игрушку лошадки, надо разделить кусок глины на две части (рис. 2).

Из первого куска мы слепим туловище и ноги (рис. 3).

Второй кусок (рис. 2 б) поделим на две неравные части (рис. 6),

из большого куска (рис. 7) сделаем шею и голову.

У Дымковской лошадки вытягиванием и прищипыванием сделаем гриву. Из второй части (рис. 6 б) - сделаем хвост.

И так, раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разрежем стеком 1/3 куска пополам (рис. 3).

Это будет туловище и ноги, разрезанные концы глины нужно отжать и придать форму «колбаски» (рис. 4).

Затем придать форму дуги, т.е. поставить туловище на ноги (рис. 5).

Начинаем работать со вторым куском глины (рис. 2 б)

делим его на две неравные части (рис. 2).

Из большего куска делаем шею лошадки (рис. 7),

не забывайте у Филимоновской лошадки шея гораздо длиннее (рис. 7), чем у Дымковской,

вытягиваем голову лошадки, оттягиваем ушки и гриву у дымковской лошадки.

Напоминаю - голова и шея лепиться из одного куска глины. Смачиваем туловище и шею водой и соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения (рис. 8).

Меньшую часть глины раскатываем в виде конуса и делаем из него хвост лошадке (рис.9).Если вы считаете что кусок глины больше нормы, оторвите лишнюю глину, и наоборот, если глины не хватает, то нужно добавить.


Пластилин-глина, или паста для моделирования -- пластичная, приятная на ощупь, легко разминающаяся. По своим свойствам похожа на глину, но имеет одно существенное отличие -- паста отвердевает на воздухе и не требует обжига.

Соленое тесто для лепки можно купить, а можно приготовить самостоятельно. Тесто для лепки мягче пластилина, поэтому оно лучше подходит для учащихся 1--2 классов. Дети могут использовать формочки для теста и скалку. При высыхании тесто твердеет. Можно лепить из неокрашенного теста, а получившиеся фигурки раскрашивать. Можно подкрашивать тесто при его замесе.

Масса для лепки -- мягкая, легкая, бархатистая, приятная на ощупь. По пластичности ее можно сравнить с жевательной резинкой, она хорошо растягивается, но не прилипает к рукам. Кусочки массы разных цветов можно смешивать. Поделка такой массы высыхает на воздухе в течение 6 -- 8 ч.

Масса для лепки, не достигшая полного высыхания (наступает за 12 ч), способна восстанавливаться -- для этого ее надо сбрызнуть водой из пульверизатора (некоторые оборачивают влажной тканью) и герметично закрыть. Так же советуют поступать для исправлений при изготовлении поделок.

Поскольку существует множество разновидностей пластичных материалов, есть широкие возможности развития воображения и художественного вкуса у детей. Использование всего богатства материалов не является насущной потребностью в начальной школе. Тем не менее, будущему учителю необходимо ориентироваться в них для обучения детей на кружковой работе.

Скульптура -- один из видов искусства, создание объемных произведений (так называемых круглых скульптур -- статуй, бюстов и прочих рельефов). Скульптуру, выполненную из твердого материала, называют ваянием, из мягкого -- лепкой.

Скульптурное изображение всегда объемно, но степень объема может быть разной. Круглая скульптура трехмерна. А когда предмет изображен с одной стороны и выпуклое изображение выступает над плоскостью -- это рельеф. Рельефное изображение имеет разновидности: барельеф и горельеф. Изображение в барельефе выступает над плоскостью не более чем на половину своего объема, в горельефе изображение возвышается над плоскостью более чем на половину, а иногда выступает как полное объемное и лишь прикасается к фону отдельными частями. Кроме выпуклого рельефа, существует углубленный рельеф, или контррельеф. Знакомство с данными понятиями в начальной школе можно проводить по теме «Изразцы».

 


Читайте:



Кит урбан осуществил заветную мечту николь кидман

Кит урбан осуществил заветную мечту николь кидман

Успешное прохождение «Клондайк» вам обеспечат знания секретов, хитростей и многих нюансов, которые значительно упростят игровой процесс, ведь...

Состояние и пути улучшения финансовой деятельности предприятия в современных условиях Излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов

Состояние и пути улучшения финансовой деятельности предприятия в современных условиях Излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях...

Теоретические основы внутрифирменного планирования Функции фирмы и внутрифирменная структура

Теоретические основы внутрифирменного планирования Функции фирмы и внутрифирменная структура

17.3. Внутрифирменная структура Различные варианты решения проблемы принципала и агента лежат в основе альтернативных моделей внутренней...

Особенности и основные критерии качества транспортных услуг

Особенности и основные критерии качества транспортных услуг

Страница 1 Понятие «качество» в широком смысле представляет собой философскую категорию, выражающую существенную определенность объекта, благодаря...

feed-image RSS